Упражнения

«СИНОНИМЫ»

Из всех лексических средств наибольшими стилистическими возможностями обладают синонимы - слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения.

!!! Подберите слова, близкие по смыслу к глаголу говорить.

Например, витийствовать, ораторствовать, молвить, сообщать, вещать, нести, трепаться, замечать, ронять, городить, вопить, восклицать, горланить, рявкать, шептать, стрекотать, басить, брюзжать, шушукаться, верещать, скулить, мямлить, скандировать, чеканить, бубнить, частить, кудахтать, мурлыкать, трещать, щебетать, объявлять, молоть, плести, изрекать, бормотать, ввертывать и др.

Придумывая на ходу синонимы и произнося их, постарайтесь передать стилистический оттенок, который привносит предложенный вами глагол, наполнить реплику своим отношением.

Потренируем память (напомним: четвертый этап риторического действия — это запоминание). Усложним условие игры; от участников понадобятся еще большая внутренняя сосредоточенность и внима­ние. Каждый следующий участник повторяет все названные глаголы в том же порядке, в котором они звучали до него, вложив в подтекст сомнение. Свой же вариант глагола мы предлагаем в конце как един­ственно верный и неоспоримый. Таким образом, если третий участник повторяет всего два глагола, то десятый вынужден повторить в точно­сти цепочку из девяти глаголов и т.д.

Выберите для игры в синонимы другие слова, например:

знаменитый, известный, большой...

красивый, привлекательный, симпатичный...

дорога, путь, тропа...

аккуратный, добросовестный, старательный...

засмеялся, прыснул, хихикнул, захохотал...

действия, старания, затеи...

врач, лекарь, спаситель....

дождь зашумел, зашелестел, застучал, забарабанил, пошел, заморосил, хлынул...

(Д. С. Лихачев признавался, что он с неделю подбирал следу­ющие фразеологизмы: вопрос зарождается, поднимается, выдви­гается, касается, разрабатывается, излагается, ставится на обсуждение, ставится ребром, становится наболевшим, исчер­пывается, снимается).

!!! Проанализируйте, чем отличаются данные однокорневые синонимы в эмоционально-стилистическом отношении. Придумайте с ними предложения, выделяя это различие.

лицолик

кудакуды

немедленнонемедля

пускайпущай

сеньтень

серьезныйсурьезнып

сторожстраж

тлентление

торговецторгаш

учебаученье

Как замечал А. С. Пушкин, «язык неистощим в соединении слов». Установите, что позволяет противопоставить друг другу синонимы в данных отрывках:

«А у Ули глаза были большие, темно-карие, — не глаза, а очи».

А. Фадеев «Он не ел, а вкушал».

А. Чехов

«Двуличен он! Избави боже: Напрасно поклепал глупца. На этой откровенной роже нет и единого лица».

П. Вяземский

«Чай, Палагея-торада-радешенька, что помер он...» Некото­рые поправляли: «Не помер, аиздох».

М. Горький

Важное качество речевой культуры-ееточность и ясность. Одно из условий достижения этого качества - правильное понимание смысла употребляемых слов, их буквального значения.

!!! Дайте собственное объяснение следующих слов, после чего сравните их с тем, что найдете в словаре иностранных слов, выпишите для себя их значение:

импонировать

инсинуация

конфиденциальный

одиозный

харизма

априори

бонус

виртуальный

арго

пассионарность

фальсификация

бомонд

реноме

прецедент

гипотетически

нонсенс

толерантность

рейтинг

консенсус

эксклюзивный

де-факто

де-юре

приоритет

профанация

вотум

вердикт

раритет

Поэтические возможности нашей речи проявляют себя в исполь­зовании тропов. Тропы (греч. — «оборот, поворот») - это употребле­ние слов (словосочетаний, предложений) в переносном значении. Тропы увеличивают смысловую ёмкость высказывания, делают мысль более яркой, выразительной, обогащают речь художественно.

!!! Выпишите из произведений художественной литературы приме­ры использования образных выражений.

Тропами являются эпитет (образное, художественное определе­ние), метафора (скрытое сравнение, перенесение свойств одного круга явлений на другой), сравнение (сопоставление двух или не­скольких предметов, явлений), аллегория (иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ), гипербола (пре-

увеличение свойств, размеров, возможностей), литота (намеренное преуменьшение), перифраз (замена предмета описанием его призна­ков) и др. Например:

"старость так относится к жизни, как вечер к дню, поэтому можно назвать вечер «старостью дня», а старость - «вечером жизни»

Аристотель

«какому юноше, опутанному сетями соблазна»; «опасность не исчезает, глубже проникает в вены и внутрен­ние органы государства»;

«Помпеи вывел вашу державу из границ земли и довел до пределов неба»

Цицерон

«улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»;

«куда, куда вы удалились, весны моей златые дни»;

«меж тем как мы, враги Гимена, в домашней жизни зрим один ряд утомительных картин»;

«как пена, грудь ее бела»

А.С.Пушкин

«Каждое словоэто коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждет, пока кто-нибудь не произ­несет это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обертки и вырвутся наружу сотни значений...»

Энн Моррис

Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка

Загадка

Поэзия -

та же добыча радия. В грамм добыча,

в годы труды.

Изводишь

единого слова ради тысячи тонн

словесной руды. Но как

испепеляюще

слов этих жжение рядом

с тлением

слова-сырца. Эти слова

приводят в движение тысячи лет

миллионов сердца.

В. Маяковский

УПРАЖНЕНИЯ

«ЭПИТЕТЫ»

!!! Подберите эпитеты для слова глаза. Например:

сапфирные (Грибоедов)

сердоликовые (Л. Толстой)

васильковые (Есенин)

стеклянные, оленьи, агатовые, хитрющие, медовые, лучистые, оливковые, бездонные, бесцветные и т.д.

Красочное определение усиливает выразительность и образность речи, подчеркивает признаки предмета, обогащает содержание вы­сказывания. Эпитет (греч. - «прибавленное, приложенное») не случайно называют «эмоциональным титулом» существительного (шутка гласит: нет такого хорошего существительного, которое нельзя было бы испортить прилагательным).

Произносите по очереди свои словосочетания, наполняйте вну­тренним видением, а значит и отношением, подтекстом создаваемый образ. Замечено, что если выступающий хочет воздействовать на разум слушателей, то он использует имена существительные, на во­лю — глаголы, на эмоции — прилагательные.

Найдите разнообразные эпитеты к выбранным словам (роза, дожди, дорога, голос и др.). Как они передают ваше отношение? Передавайте «приложенными» определениями образ, характер

предмета или явления, постарайтесь мысленно увидеть его, почув­ствуйте себя художником, рисующим картину:

Роза гордая, стыдливая, царственная, поникшая, брошенная...

Дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, косые...

!!! Найдите и выпишите у своих любимых поэтов и писателей эпитеты, которыми они характеризуют речь, язык, слово. Начните с отрывка из статьи К. В. Бальмонта «Русский язык (Воля как основа творчества)», который приведен ниже:

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полно­гласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водо­падом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего вет­ром, что носится, и мечется, и уманивает сердце далеко за степь, пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в Синее Море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы, языка живого, сотворенного и однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово -Воля. <... >Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее».

!!! Подберите синонимы к прилагательному упоительный. Например, очаровательный, пленительный, прекрасный, бесподобный, чудесный, дивный и т.д.

Выбор слов для описания того или иного события задает цену впечатлениям, отражает отношение автора текста к описываемым явлениям. Интересный эксперимент приведен Р. Роликом в книге «Тезисы с комментариями. К основам эстетики». Следующие три тек­ста наглядно показывают, как может измениться описание прекрас­ного пейзажа.

«Недвижный пруд лежал, окольцованный крутыми берегами. Дремучие ветлы, намертво сковавшие корнями плотину, как по отвесу, ниспускали свинцовые ветви к воде. На выступах берегов клонились березы, готовые ухнуть в пруд вместе с подмытыми корнями. Позади них темнел вековой парк с шапками лиственниц посередине, кучно подброшенными в поднебесье. Ряска зеленой крупой накрыла заводи, и, рассекая ее, точно перенизанные нит­кой, скользили друг за дружкой сахарные утки. Рыболов в колпаке из газеты тихонько шугал их удилищем, чтобы не мешали. Грачи летели, и там, где все отражалось вниз головой, летели их отражения вверх животами».

К. Федин А это вариации:

«Круглый пруд со всех сторон имел крутые берега, и поверх­ность воды в пруде была гладкой. На заводях вода была покрыта ряской (ряска - водяное растение с очень мелкими зелеными лис­точками). На плотине росли старые ветлы. Их корни вросли в плотину и тем самым прочно укрепили ее. Ветки ветел свисали к поверхности пруда под углом 90 градусов. На выступах берегов росли березы. Корни берез были так подмыты водой, что березы сильно наклонились и вскоре должны были упасть в пруд. Дальше от берега был не менее чем столетний парк, который казался темнее берез. В центре парка, среди других деревьев, росла группа близко стоявших друг к дружке высоких лиственниц с густыми кронами. По заводям, одна за другой, плавало несколько белых уток. Их отгонял (осторожно, по-видимому) удилищем рыболов. На рыболове была самодельная шапка из газеты. В воде отражались пролетавшие над прудом грачи».

Во втором описании природы удержана вся без исключения объективная информация, все факты, однако пейзаж перестал быть привлекательным.

«Круглый пруд с крутыми берегами был похож на кастрюлю с заплесневевшими щами. По ядовитой зелени ряски, затянувшей заводи, как кусочки белого сала, нанизанные зачем-то на одну нитку, друг за дружкой скользили утки. Рыболов в шутовском колпаке из газеты изредка воровскими движениями отгонял их удилищем, опасаясь за свой улов. Над прудом, на выступах берега застыли в лакейски-покорном поклоне еле держащиеся на подмытых корнях и готовые рухнуть в воду березы, а на плотине, вцепившись корнями в ее старое тело, угрюмо нахохлились ветлы с седыми космами ветвей, бессильно свесившихся к воде. Над прудом пролетали грачи, и их отражения в местах, не тронутых плесенью ряски, казались барахтающейся вверх животами издыхающей дичью

И на весь этот тлен с равнодушным презрением взирали пу­шистые головы лиственниц, сгрудившихся тесной кучкой посередине одряхлевшего парка и вознесшихся над его темной стеной - подальше от этого чуждого им мира запустения и смерти».

Как видим, в пейзаже, представленном в третьем описании, совсем не осталось красоты русской природы.

!!! Придумайте речь, которая бы начиналась словами: «Не правда ли, это настоящее чудо природы». Удивите собеседников своим открытием. Опишите состояние природы, максимально используя тропы и эмоционально-экспрессивные средства речи. Уместное употребление их поможет достичь вашему описанию наглядности, «зримости», образной передачи впечатлений. Картины природы должны получиться цветные, оживленные звуками и запахами. Пере­живая «муки слова», заботясь о том, «чтобы сравнение было верно» (Л. Толстой), мы сможем по-настоящему осознать цену единственно точного, нужного слова, а не красивости и цветистости ради них самих. (Помните, как тургеневский Базаров одергивал Кирсанова: «О друг мой, Аркадий Николаевич! Об одном прошу тебя: не говори красиво.»)

Предварительно почитайте красочные описания природы в худо­жественной литературе.

Например:

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарноемирно всплывает из-под узкой и длинной тучи, свежо просияет и погрузится в лило­вый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засвер­кает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи,и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило».

И.Тургенев

Интересны размышления разных авторов о красоте и загадках природы, они также полезны в работе над этой темой.

«Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше мы осознаем, что она наполнена жизнью, и что жизнь есть тайна»

А. Швейцер

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней все - душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Быть может, вся природа –

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа –

Различность голосов?

Быть может, вся природа –

Лишь числа и черты.

Быть может, вся природа –

Желанье красоты.

К. Бальмонт

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

К. Бальмонт

О, человек, склонив колени,

Благодари в восторге небеса,

Что зришь еще один рассвет сирени

И слышишь птиц весенних голоса.

Земля цветет, вчера еще нагая,

Цветет душа, ее цветам внемля,

Нисходит в сердце радость всеблагая:

Ценней бессмертья - смертная земля.

Один лишь раз живя на этом свете

И землю ощущая столько раз,

Забудь о судьбах будущих столетий,

Вся жизнь твоя в лучах раскрытых глаз.

С. Островой

«Человек, став Человеком, увидел глубину синего неба, мерца­ние звезд, розовый разлив вечерней зари, серые нити дождя в пасмурный осенний день, - увидел и изумился, пошел по земле, удивляясь... Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет человеческая красота».

В. А. Сухомлинский

Приведем примеры самостоятельной работы обучающихся на тему «Чудо природы»:

Не правда ли, какое чудо - сны! Не правда ли, какое чудо - осень? Давайте вместе у любого спросим. А есть ли что, прекраснее весны? А может быть, всего прекрасней дождь, Иль падающий снег, метель, морозы... А может быть, вас восхищают грозы, и бархатом укутанная ночь? Вопрос такой нам задали, держись, Но на него ответа быть не может, Пока мы все, и я, конечно, тоже Вдруг не поймем, какое чудо-жизнь!

Чудес в природе не бывает, Все чудеса обречены. Прекрасен снег, но он растает, Лишь зазвенит капель весны. Весна подарит нам подснежник И грома первого раскат. Подснежник... Он завянет прежде, Чем птицы с юга прилетят. Вернутся птицы, защебечут, Заполнят пением сады. А летний день так быстротечен, Уж осени видны следы. Царица осень листопадом Укроет землю как ковром. Но дождь и вечная прохлада - Что чудного, скажите, в том? Так вот, чудес не существует! Они - воображенья плод! А солнце, тучи, ветер дует - Обычный календарный год.

Воображение развивает способность к творчеству. Мысленные представления помогают нам рисовать картины природы, удивляться и постигать ее чудеса. Как о поэтическом источнике писал о вообра­жении Ф. Лорка:

«Для меня воображение - это синоним способности к откры­тию. Воображение выхватывает и проясняет фрагменты неви­димой реальности <...> Родная дочь воображения - метафора; иногда она рождается в мгновенной вспышке интуиции, озаренная долгой тоской предчувствия <.. > Поэтическое воображение изме­няет суть вещей, они обретают свой истинный смысл, проявляют отношения, о которых мы раньше и не подозревали. Но всегда, всегда, всегда воображение оперирует только фактами четкой, вполне конкретной действительности <...> Воображение - первая ступенька и основа всякой поэзии <...> Поэт знает, что воображе­ние поддается тренировке; гимнастика воображения может обогатить его, увеличить антенну восприятия света и усилить волну передачи Он слышит шум великих рек, его лоб овевает дыхание камышей, колышущихся «нигде». Поэт хочет услышать диалог насекомых под невиданными растениями. Хочет уловить музыку соков, струящихся в темном молчании по огромным ство­лам деревьев».

«Читайте простонародные сказки, молодые писатели, - писал А. С. Пушкин, -чтоб видеть свойства русского языка». Лучшие свой­ства русского языка мы видим в сказках самого А. С. Пушкина. Испол­нение отрывков из них также позволит найти гармонию между словом и звуком. Не правда ли, кажется, так и слышна разговорная, яркая, озорная интонация самого автора?

Почитаем друг за другом (по одному-двухстишию) хорошо изве­стные с детства строчки, начинающие поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». В исполнении текста ансамблем, очень важно слышать друг друга, передавать друг другу эстафету, поддерживая общее действие:

- У лукоморья дуб зеленый;

- Златая цепь на дубе том:

- И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом;

- Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.

- Там чудеса: там леший бродит,

- Русалка на ветвях сидит;

- Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;

- Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей:

- Там лес и дол видений полны;

- Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных Чредой из волн выходят ясных, И с ними дядька их морской;

- Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя;

- Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря;

- В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит;

- Там ступа с Бабою-Ягой Идет, бредет сама собой;

- Там царь Кащей над златом чахнет;

- Там русский дух... там Русью пахнет!

- И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел. И кот ученый Свои мне сказки говорил.

- Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету...

!!! А теперь попробуйте строчки, которые только что исполнили, т.е. собственные отрывки пушкинского текста, пересказать своими словами в прозе. Постарайтесь сохранить колорит сказочного стиля речи. Можно начать, к примеру, так: «В некотором царстве, в неко­тором государстве в полной невиданных чудес стране под назва­нием Лукоморье рос огромный-преогромный волшебный дуб...»

«Изучение старинных песен, сказок необходимо для знания свойств русского языка».

«Разговорный язык простого народа (не читающего иностран­ных книг и, слава богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований. Альфиери изучал итальянский язык на флорентийском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком».

А. С. Пушкин. Из статей и заметок. «Опровержение на критики».

Несомненно, «золотыми кладовыми» для обучения богатству и лаконичности речи являются пословицы и поговорки.

Пословица- краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмиче­ски и грамматически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирована житейская мудрость. В. И. Даль называет пословицу, дающую художественно-меткую, оригинальную, сочную оценку определенных жизненных явлений, маленькой прит­чей.

Поговорка - принятое, ходячее выражение, часто иносказатель­ное, не являющееся цельной фразой, предложением (чем отличается от пословицы).

И! Соберите пословицы и поговорки на различные темы (исполь­зуйте словари русских пословиц и поговорок).

Например, на темы

СЛОВО, ЯЗЫК, РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Язык разум открывает.

Человеческое слово стрелы острее.

Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Не спеши языком —торопись делом.

Ласковым словом и камень растопишь,

Хорошо веревка длинная, а речь короткая.

Язык до Киева доведет.

Язык мой — враг мой.

За твоим языком не поспеешь босиком.

Выпустил словечко — не догонишь на крылечке.

Сказанное слово серебряное, несказанное — золотое.

Поговорка — цветок, пословица — ягодка.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

РАБОТА, ТРУД

Не скучай работой, а скучай заботой.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Труд человека кормит.

На «нет» и суда нет.

Сделал дело — гуляй смело.

Где цветок, там и медок.

Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

ДРУЖБА

Неизведанный друг нехорош для услуг.

Знаючи недруга, не зови на пир.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Короткий счет — длинная дружба.

Старый друг лучше новых двух.

Один в поле не воин.

Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

«... способность человеческой души, которая сказывается в сози-данье присловий, пословиц и поговорок и <...> переходит в создание песни и целостной, мирообъемлющей, жизненной мудрости <...> Ум и чувство, ища исхода в слове, всегда желают многогранности. Смотря в зеркало народной речи, легко противопоставлять одну пословицу другой, оспаривать одну поговорку другою. Народная речь именно о пословице говорит пословицами. Пословица недаром молвится. Пословица плодуща и живуща. От пословицы не уйдешь. Пословица не судима».

К. Д. Бальмонт

Повторим уже использовавшуюся нами в первом уроке форму словесного действия—диалог. Попробовать отточенную стилистику устной речи, ощутить естественную последовательность речевого процесса (сначала мысль, потом слово), потренировать гибкость инто­нации в словесном взаимодействии вы сможете с помощью диалогов, составленных из пословиц и поговорок.

«ДИАЛОГ ПО ДУШАМ»

Жена — Як тебе голублюсь, а ты ко мне тетеришься...

Муж — В семье не без урода.

Жена — Посватался да спрятался?

Муж — Вместе тесно, а врозь скучно. Не вижу—

душа мрет, увижу — с души прет.

Жена — Злобный муж всем не дюж!

Муж — Выбрала молодца, не пеняй на отца.

Жена — На работу так-сяк, а на еду—мастак!

Муж — Где пирог, там и лег.

Жена - Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, находишься без рубашки.

Муж - Не наше дело горшки лепить, а наше дело горшки колотить

Жена — У всякого Федорки свои отговорки.

Столкновение, борьбу двух мнений полезно разыграть в закон­ченной сценке, этюде. Смелее увлекайте собеседника меткостью, силой и красотой образного слова. Ставя перед собой задачи, исполь­зуйте действенную природу русского фольклора: поучайте, призна­вайтесь, намекайте, предостерегайте, призывайте, подкалывайте, убеждайте, насмехайтесь, попрекайте, настаивайте...

«ДИАЛОГ ПО ДЕЛУ»

Бездельник — Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Работник — Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Бездельник — Посеяно с лукошко, а выросло немножко.

Работник — Делать как-нибудь, так никак и не будет.

Бездельник — Работа не волк, в лес не убежит.

Работник — Без дела жить, только небо коптить.

Бездельник — Где блины — там и мы.

Работник — Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Бездельник — Гулять и плясать против нас не сыскать.

Работник — Сидит Елеся, ноги свеся.

Выразительность высказывания усиливается при использовании фразеологизмов. Фразеологические обороты - это воспроизво­димые в готовом виде языковые конструкции. Они эмоциональны, помогают коротко передать весьма сложное содержание, часто при­дают речи ироническую окраску, могут быть использованы и в транс­формированном виде, с иным значением для усиления экспрессии высказывания.

!!! Попробуйте найти фразеологические обороты в художествен­ной литературе (примеры могут быть взяты из эпистолярной лите­ратуры). Например:

«Первый данный блин вышел, кажется, комом»;

«Во всю ивановскую трачу деньги, которые получил за своего «Иванова»»;

«Все собираюсь написать Вам, да, видно, моя повивальная бабка имела дело сначала с ленью, а потом уже со мной».

А Чехов

!!! Пользуясь фразеологическим словарем русского языка, опре­делите значение данных фразеологических оборотов:

без сучка без задоринки

казанская сирота

ни в зуб ногой

притча во языцех

идти в гору

прокрустово ложе

вавилонское столпотворение

сжечь корабли

времяденьги

синий чулок

зеленая улица

ярмарка тщеславия

без изюминки

плоть и кровь

втирать очки

гомерический хохот

земля обетованная

бразды правления

соль земли

всю подноготную

медовый месяц

попасть впросак

краеугольный камень

убить время

крылатые слова

держать ухо востро

Используйте книгу «Опыт этимологического словаря русской фразеологии». М., 1987.

!!! Вспомните и запишите максимальное количество известных Вам фразеологизмов, в которых встречается слово «язык».

Например, сорвалось с языка, зацепиться языками, остр на язык, проглотить язык, язык заплетается и т.д

Постижение языковых закономерностей, воспитание речевой культуры, языкового чутья и вкуса, умения владеть словом — не­отъемлемая часть подготовки оратора. Обогатить словарный запас, ощутить красоту и образность языка, не теряться в поисках нужного слова должно помочь более внимательное, вдумчивое чтение худо­жественной литературы, как говорят, с карандашом в руках. Как заме­чал Л. Толстой, собирание изречений, не только не подавляет само­стоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывает её. Непремен­ным условием работы над собственным стилем речи является пользование словарями и справочниками, ведение дневника мудрых мыслей и выражений, пословиц и поговорок. Народная фразеоло­гия — источник яркого, эмоционального языка. На этом материале продолжается овладение элементами внутренней техники словесного действия, непременными составляющими которой являются внима­ние, память, творческое умение вкладывать свое видение, мысли и отношение в сознание партнера-слушателя, общаться и целенаправ­ленно воздействовать словом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: