Я не люблю

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще —

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда — наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или — когда все время против шерсти,

Или — когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, —

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья —

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье, —

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более — когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены —

Я это никогда не полюблю!

В. Высоцкий

О, если ты спокоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг.

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь, —

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и в несчастье,

Которым в сущности цена одна,

И если ты готов к тому, что слово

Твое в ловушку превращает плут,

И потерпев крушенье, сможешь снова —

Без прежних сил — возобновить свой труд,

И если ты способен все, что стало

Тебе привычным, выложить на стол,

Все проиграть и вновь начать сначала,

Не пожалев того, что приобрел.

И если сможешь сердце, нервы, жилы

Так завести, чтобы вперед нестись,

Когда с годами изменяют силы

И только воля говорит: держись!

И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить,

И уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, —

Земля — твое, мой мальчик, достоянье,

И более того, ты — человек!

Р. Киплинг

!!! Напишите и произнесите речь с названием «Знакомьтесь, это мой поэт!». Убедите слушателей в том, что именно этого поэта вы особенно чувствуете и понимаете, именно его стихи созвучны ваше­му миропониманию, именно его вы готовы назвать своим. Используйте в речи отрывки из любимых стихов Бережно относитесь к музыке стиха. «Присвойте» себе чувства и впечатления любимого автора, разделите его настроение, почувствуйте себя «соавтором», ведь от исполнения зависит, поймут ли вас слушатели. В стиходействии с помощью интонации постарайтесь донести подтекст стихов.

«Что есть чтение, если не разгадывание, толкование, извле­чение тайного, оставшегося за строками, пределами слов.. Чтение - прежде всего сотворчество».

М. Цветаева «Поэт о критике»

Интонация и движения нашего тела являются невербальными средствами речевого взаимодействия. Интонация отражает логику и речевое намерение, задает перспективу высказыванию. Красноречи­вая пауза - тоже момент общения К речевому поведению относятся также слушание, молчание

Походка, поза, движения, мимика, жесты являются выражением внутреннего состояния человека во время его речи Они несут огром­ную силу воздействия и «говорят» порой ярче наших слов. Физиче­ское поведение перед аудиторией должно быть свободным и естест­венным, лишенным нарочитости, вычурности или же скованности, зажимов. Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движе­ния неприятны, приедаются и раздражают. «Лучший жест тот, которого не замечают» (Дельсарт). Все невербальные средства воздействия только тогда усилят эффект произносимой речи, когда будут находится в полном соответствии с ее содержанием и стилем, являясь совершенным внешним выражением внутреннего состояния чело­века.

Слово

«БОГАТСТВО СЛОВ ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ХОРОШЕГО СЛОГА»

П. С. Пороховщиков

До этого урока наш тренинг касался только сферы actio - произ­ношения. Обратимся теперь к третьему этапу риторического дейст­вия — элокуции, или выражению. Это не что иное, как способность облечь наши мысли и чувства в конкретные слова и фразы, создать текст, стилистически его обработать и украсить. Слово-звук, слово- образ, слово-понятие — умение использовать эти три ипостаси слова сделает нашу речь богаче, образнее, а значит, выразительнее, убедительнее. Не напрасно понятие «элокуция» отождествляется с понятием «красноречие». Красноречие, несомненно, зависит от лекси­ческого и фразеологического богатства каждого человека и стили­стической гибкости при пользовании им «Слово- великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем» (П С. Пороховщиков).

!!! Читая книги, держите под рукой бумагу и карандаш. Ведите дневник. Выписывайте в него интересные мысли, выражения, рече­вые обороты, афоризмы, яркие высказывания. Сам процесс составле­ния заметок обостряет ваше внимание, тренирует память. Словарный запас увеличивается от соприкосновения с кладовыми большой лите­ратуры. Записи по интересующим вас темам лучше делать на кар­точках, чтобы потом использовать их в выступлении. Вовремя и кстати приведенные афоризмы, сентенции, каламбуры, парадоксы, фразео­логизмы, идиоматические выражения, цитаты, крылатые слова и выра­жения являются эмоционально-экспрессивными средствами речи, обладают особой способностью влиять, убеждать, служат дополни­тельным доказательством вашего мнения. «Разве не правда, что звон­кая цитата соблазняет нас больше, чем правдивая речь?» (М. Мон-тень). Не случайно говорят: цитирование - «лучший способ мыслить оригинально». «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.Пушкин). Пусть среди записей появится и эта:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал.

Саади


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: