Тема 14. Разновидности мерчендайзинга

Мерчендайзинг как новый вид предпринимательства используется для стимулирования дальнейшего «спроса». Это достигается с помощью выпуска сувениров, книг, мультимедийной продукции под общим брендом, носящим либо идею, слоган, либо название поп-группы, имя артиста.

Осуществление такой деятельности требует согласия соответствующих участников — в первую очередь менеджера, артистов и др. Очень важно, чтобы менеджер заранее предусмотрел и внес в условия договора пункт о согласии стороны на использование объектов творческого труда своей команды деятельность данного вида.

В зарубежном шоу-бизнесе явление мерчендайзинг характерно как для крупных, так и небольших продюсерских проектов. Это и музыкальные проекты — «Gorillaz» и др., так и проекты других отраслей шоу-бизнеса — кинематограф (куклы «Терминатор»), модельный бизнес (куклы Клаудии Шиффер и Синди Кроуфорд), мультимедиа (компьютерная игра «Атлантида», с героями — голливудскими звездами) и многие другие. Таким образом, благодаря мерчендайзингу в ассортименте появляются игрушки в виде артистов, футболки и наклейки жевательных резинок с их изображением и другая продукция.

Использование успеха проекта в целях продажи товаров началось значительно позднее. И к настоящему моменту мерчендайзинг приобрел свою естественную форму, которая выражается в схеме «продвижение — популярность — мерчендайзинг».

Если в 1970-е годы о прибылях, получаемых с мерчендайзинга, никто и не думал, то сейчас это является объективной реальностью. Причем мерчендайзинг находит свою нишу не только в музыкальном бизнесе, но и в кинематографе, где достиг наибольшего уровня развития.

Вопросы для повторения

1. Объекты мерчендайзинга.

2. Особенности мерчендайзинга в музыкальном бизнесе.

Тема 15. Современная массовая
музыкальная культура

Глобальная распространенность, вездесущность массовой культуры приводит сегодня к снижению роли институтов семьи и образования в музыкально-воспитательном процессе, выдвигая на первый план СМИ. Сила их воздействия так велика, что создается прецедент: познавательный материал и творческий импульс молодые получают от экранной культуры, а не из традиционных источников. СМИ, главным образом, формируют рекреативные музыкальные потребности у молодежи, и мир музыкальных грез заменяет им подлинное искусство. Информационному звуковому потоку легче функционировать в лишенной жестких нормативных установок среде подростков, где он становится все более значимой социализирующей инстанцией.

Заняв крепкие позиции в жизни молодежи, развлекательная информационно-музыкальная культура реализует себя, прежде всего, в досуге. Досуговое общение развивает личностные качества молодежи, способствуя становлению индивидуальных стилей жизни как потенциальных носителей молодежных субкультур. Но в каком направлении развивается данная сфера? Социологи фиксируют следующее:

• происходит обеднение всех видов досуговой деятельности, а его модернизированные формы недоступны для слоев молодежи, ориентированных на выживание;

• СМИ контролируют значительную часть молодежного досуга, в результате происходит расширение электронных средств его организации: телевидение, коммуникации через Интернет, компьютерные игры;

• все большая часть подростков проводит свой досуг «на улице», общаясь друг с другом, что ведет к вульгаризации и криминализации отношений в молодежных сообществах. Поэтому «жаргон, татуировка, язык жестов, воровской шансон стремительно интегрируются в их культуру»;

• постоянным компонентом молодежного досуга становится посещение баров, ночных клубов и дискотек.

Отметим также, что во всех социологических опросах, касающихся молодежного досуга, телепросмотры и дискотеки в процентном отношении неизменно преобладают. Это важно, поскольку из них черпают культурно-стилевые модели юные поклонники современной музыки. Но, в отличие от домашних просмотров, дискотеки ориентированы на непосредственное общение, нехватка которого воспринимается молодежью крайне болезненно. Дискотеки действительно очень популярны в юношеской среде. Каждую неделю их посещают до 43,0% опрошенных. Их музыкальный репертуар, по наблюдению самих респондентов, располагается в следующей последовательности: чаще других звучат диско (58,1%) и техно-стили (51,0%), за ними следуют рок (32,6%), поп-музыка (25,6%) и рэп (20,9%). Однако просьба ответить на вопрос: записи каких групп (солистов) постоянно «крутят» ди-джеи на дискотеках, — рисует несколько иную картину. На первом месте оказалась поп-музыка. В итоге звучащие записи поп-музыкантов подавили все остальные модные музыкальные стили.

Современная звуковая среда характеризуется стилевым многообразием. Это создает условия для свободного выбора молодежью культурных образцов, и побуждает в ней желание самореализоваться через те субкультурные практики, которые соответствуют избранным индивидуальным представлениям. Но ценностный спектр действующих молодежных субкультур не просто разнообразен, а противоречив, что расщепляет, разобщает молодежные сообщества, не позволяет им создать единый поколенческий стиль, по образцу рок-культуры конца 1960-х гг. Нынешний культурный эклектизм молодых скорее отражает лик потребительского общества с его массовой культурой, ориентированной на противоречия моды.

Вопросы для повторения

1. Особенности современных молодежных субкультур.

2. Культурно-стилевые модели.

ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: