Практика использования интерактивной доски в образовательном процессе показала, что это инструментальное средство предоставляет уникальную возможность за счет сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности повысить эффективность урока, познавательную активность школьников, мотивацию педагогов к повышению уровня педагогического мастерства.
Интерактивная доска позволяет педагогу:
· вносить пометки и замечания в демонстрируемый материал, тем самым поощряя импровизацию и гибкость;
· делать записи маркерами нескольких цветов, писать поверх изображения, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру;
· затенять изображения и делать их видимыми в нужный для учителя момент: при объяснении материала учитель может на изображении схемы, чертежа (например, к задаче) делать любые поясняющие записи либо использовать только чистый экран интерактивной доски и полностью процесс объяснения проводить с записями формул и пояснений;
· сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая много времени и сил, упрощая проверку усвоенного материала;
· сохранять в компьютере всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.
Базовые принципы работы с интерактивной доской практически полностью копируют традиционные для обычной "меловой" (или "фломастерной") доски. Выполнять же на доске операции с информационными объектами могут даже первоклассники и дошкольники - ведь для этого не нужно уметь работать ни с компьютером, ни с традиционными периферийными устройствами ввода информации (клавиатурой, мышью), ни с операционной системой или другими программами.
Вместе с тем, интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе сней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне. Именно поэтому интерактивные доски заслужили признание учителей, методистов и, конечно же, учащихся во всем мире. Их отзывы и результаты педагогических исследований, посвященных возможностям применения интерактивных досок в учебном процессе, можно увидеть на сайте, специально посвященном интерактивным доскам SMART Board (http://www.smartboard.ru); там же приводятся инструкции пользователям, различные советы и рекомендации.
Усвоение содержания учебных программ возможно при наличии у учащихся достаточно высокого уровня развития высших психических функций (логического мышления, памяти, восприятия, внимания, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки). Заниматься развитием этих функций просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно, ибо младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для развития личности учащегося, его интеллектуальных способностей.
Как и когда это надо делать, если на уроке катастрофически не хватает времени на освоение школьной программы? Тем более задачи на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и, прежде всего, временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки (например, красочного оформления заданий, схем, рисунков на плакатах) и использования на уроке (зачастую подготовка доски занимает значительно больше времени, чем само решение творческой задачи).
С этой точки зрения интерактивная доска обладает огромным потенциалом в плане конструирования познавательных задач, «реанимирования» существующих методов и средств развития высших психических функций учащихся с ОВЗ, поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.