Упражнение 1 (разработано студенткой СГПУ С.В. Феоктистовой).
Идея упражнения. В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий как сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.
Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются предметныезнания детей, поскольку задания в большинстве своем строятся на математическом или лексическом материале, совершенствуются навыки мыслительной деятельности.
Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять объекты, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.
Методика выполнения упражнения. Учащимся предлагается разделить слова на две группы (рис. 1, а).
Учитывая специфику упражнения, может быть предложено несколько способов деления слов на множества:
· по цвету геометрической фигуры, в которой написано слово;
·
|
· собственные и нарицательные имена существительные.
Кроме того, учащимся предлагают определить свойство множества слов, изображенных на слайде, и найти слово, не обладающее этим свойством (дидактическая игра «Кто лишний?»). Среди перечисленных слов могут оказаться лишними слова «цирк» (единственное слово, состоящее из одного слога) и «лица» (слово, обозначающее множественное число) (рис. 1,б и рис. 1, в соответственно).
|
|
Технология подготовки упражнения. Соответствующие геометрическая фигура и слово группируются (слово при этом размещается на переднем плане) и перемещаются по доске как отдельные объекты.
Традиционными в плане развития логического мышления являются упражнения на выявление закономерностей в логических последовательностях.
Преимущества подготовки такого рода заданий с помощью интерактивной доски очевидны: не требуется использования традиционно используемых плакатов или магнитных досок для закрепления фигур.