Типология лидерства

критерий Тип лидерства
Стиль руководства Авторитарный (единоличный, силовой) и демократический
Способ легитимации Традиционный (обычай), легальный (закон), харизматический (богоподобный вождь)
Масштабы лидерства Общенациональный, региональный, групповой

Сегодня наиболее популярна типология лидерства по имиджу (образу) лидера:

1) «знаменосец» - великий человек, способный своей мечтой увлечь общество за собой (например, В.И.Ленин);

2) «служитель» - лидер, выражающий интересы своих сторонников, действующий от их имени (Л.Брежнев);

3) «торговец» - лидер, умеющий выгодно представить («продать») народу свои планы и привлечь его к их выполнению (В.Жириновский);

4) «пожарный» - политик, посвящающий себя решению текущих, самых актуальных сегодня задач (Б.Ельцин).

В реальной жизни лидер сочетает в себе несколько образов, но один из них в характере лидера преобладает.

Власть «развращает», поэтому популярность лидера может перерасти в культ личности - неоправданное возвеличивание роли политика.

Для предотвращения культа личности и деспотизма обществу необходимы: - разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную); - политический плюрализм (разность мнений); - сильная оппозиция власти; - свобода слова и другие инструменты демократии.

ТЕМА 14. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

Органы госвласти - это все учреждения, при помощи которых осуществляется государственное управление. Любой государственный орган действует от имени государства, обладает властью и может издавать юридические акты, обязательные для исполнения.

Конституция РФ закрепляет принцип разделения властей. Он означает, что все госорганы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Законодательная власть - это парламент, задача которого вырабатывать законы. Парламент России называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат:

1) верхней - Совет Федерации;

2) нижней - Государственная Дума.

Исполнительная власть - это Правительство (министры) - занимается повседневным практическим руководством делами страны, претворяя в жизнь решения парламента.

Судебная власть - это вся судебная система страны. Она осуществляет правосудие.

По этому же принципу устроены и работают региональные (республиканские, областные и т.д.) органы государственной власти.

Все ветви власти самостоятельны и независимы в решении своих задач. В России споры законодательной и исполнительной властей решаются в Конституционном Суде.

Президент РФ не относится к какой - либо одной ветви власти. Он координирует их работу и имеет право роспуска Госдумы. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики и является:

- гарантом Конституции страны;

- гарантом прав и свобод человека и гражданина;

- Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Президент и депутаты избираются населением, но большинство работников государственного аппарата (государственные служащие или чиновники) просто нанимаются на работу. Их деятельность регулирует специальный закон «О государственной службе».

Конституция РФ установила смешанную (президентско - парламентскую)

форму правления:

1) президент избирается путем прямого голосования, является главой государства - это черты президентской республики;

2) парламент утверждает главу правительства и может выразить ему недоверие - это черты парламентской республики.

Сильная президентская власть, во-первых, соответствует историческим традициям России, во-вторых, нужна для решения стоящих перед страной сложных проблем.


ТЕМА 15. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

По своей Конституции современная Россия является федеративным государством, но субъекты федерации называются по-разному:

- республики (например, Татарстан);

- края (например, Алтайский);

- области (например, Нижегородская);

- автономная область (только одна - Еврейская);

- автономные округа (например, Чукотский);

- города федерального значения (Москва, С.-Петербург, Севастополь).

Всего субъектов - 85. Все они в отношениях с федеральной властью равноправны. Несмотря на это, субъекты значительно различаются. Например, только республики признаются Конституцией «государствами», могут иметь свои конституции и устанавливать наряду с русским свои государственные языки.

Соответственно, Нижегородская область, не являясь республикой, имеет не конституцию, а устав области, не парламент, а законодательное собрание области и не может ввести на своей территории второй государственный язык.

Закон определяет, что состав РФ может быть изменен. Новый субъект, во-первых, может быть принят в состав федерации, во-вторых, может быть образован путем объединения или разделения уже существующих субъектов.

Конституция разграничивает полномочия (компетенцию) федерального центра и субъектов РФ. Федеральной власти принадлежат все международные вопросы России, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране (энергетика, космос, денежная система и др.)

Некоторые вопросы решаются совместно центром и субъектами (защита прав и свобод граждан, экология и пр.), а некоторые находятся в исключительном ведении субъектов (вопросы только местного значения).

Споры, связанные с разграничением полномочий между центром и субъектами, решаются путем переговоров или в Конституционном суде РФ.


РАЗДЕЛ 5. ПРАВО

ТЕМА 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Каждый человек имеет право на жизнь, собственность, свободу, образование и т.п. Эти права человека установлены международными документами, а в РФ перечислены во 2-й главе ее Конституции. Совокупность их называется субъективным правом.

Кроме того, право - совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых силой государства. Это объективное право.

Именно объективное право представляет собой правовые нормы, которые регламентируют поведение людей, учреждений, органов государства. Они устанавливают стандарт должного поведения в таких вопросах, как жизнь и свобода человека, отношения собственности, конституционный строй и т.п.

Нормы права всегда записаны в специальных документах государства - законах, указах и т.д., поэтому их исполнение является общеобязательным для всех. Исполнение правовых норм обеспечивает государство различными способами принуждения (штраф, арест, тюрьма и т.п.). По мере развития общества нормы права все больше взаимодействуют с нормами морали.

Российское право базируется на следующих принципах:

1) объективность - нормы права действуют независимо от воли как человека, так и государства;

2) равенство всех перед законом независимо от расы, пола, вероисповедания и т.д.;

3) гуманизм - право направлено на благо человека. Защищая интересы личности, наказывая преступника, право стремится к его исправлению, а не к унижению или причинению ему физических страданий;

4) состязательность сторон при рассмотрении дела в суде - перед судом на равных состязаются сторона обвинения и сторона защиты;

5) восстановление нарушенных прав - лицо, виновное в нарушении прав, обязано восстановить прежнее положение или компенсировать причиненный вред;

6) неотвратимость ответственности - преступивший закон обязан отвечать за содеянное;

7) принцип вины - ответственность наступает лишь тогда, когда вина установлена.

Право играет важную роль во всех сферах жизни общества:

1) оно охраняет и защищает интересы личности;

2) регулирует отношения общества и государства;

3) обеспечивает интересы наций и народностей: Россия - многонациональное государство (федерация) и без этого существовать не может;

4) закрепляет все черты государства - в Конституции указаны форма правления, политический режим, устройство госаппарата и т.д.;

5) при помощи права организована государственная деятельность - определены полномочия президента, парламента и других чиновников и органов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: