В.В. Ферсович

Использование мифов в интересах информационно-психолгического воздействия

В.В. Ферсович

При практической подготовке материалов информационно-психологического воздействия (ИПВ) на аудиторию определенной страны всегда необходимо учитывать то, что у предполагаемого объекта существует свое представление о действительности, являющееся результатом влияния различных факторов. Культурные, национальные и религиозные традиции, устойчивые предрассудки и стереотипы мышления в совокупности с жизненными реалиями образуют мифы, которые представляют собой "систему, моделирующую в умах индивидуумов, входящих в группу, окружающий мир или его фрагменты".1

Генезис понятия "миф"

Современное определение категории "миф" синтезирует и развивает как собственно греческий термин (mythos -предание, сказание), так и значение, которое ему последовательно придавали с начала XIX в., когда оно снова было введено в оборот европейскими учеными.

Миф в Древней Греции - одно из многих обозначений в древних языках, употреблявшихся в сфере культурно-религиозного воспитания. Естественно, что сказания о происхождении Земли и человека,подвигах богов и героев древних мифологий воспринимались аудиторией не как сказочные истории, но как реально происходившие события, в результате которых и сложилась определенная система отношений между человеком и природой внутри конкретной цивилизации. Известный исследователь философии мифа М.Элиаде в свое время отмечал определяющее значение мифа в передаче общественного опыта из поколения в поколение, установлении парадигм поведения в социальной группе и организации основ общественного сознания. Посредством последовательного изучения преданий индивидуум приобщался к истокам истории конкретного общества, вдохновлялся сверхъестественными деяниями своих богов и героев. Таким образом подсознательно проходила самоидентификация человека по отношению к семье, государству, нации.

Воспитание на примерах идеальных действий мифических или мифологизированных персонажей формировало в личностном сознании систему моральных и этических ценностей, присущих данному социуму, чувство сопричастности с ним и его историей. Принцип построения сюжета традиционного мифа - сочетание знакомых реалий жизни с фантастическими поступками героев -эмоционально усиливал восприятие информации. Естественно, что с развитием общественных отношений правители стали широко использовать методики мифотворчества в своих целях. Для укрепления собственной власти они применяли способы распространения информации о своей деятельности, когда им приписывались сверхъестественные свойства, благодаря которым они побеждали врагов и обеспечивали благоденствие своих стран и народов. Подобная практика, с одной стороны, дискредитировала общую систему мифологизированного мировоззрения, с другой - способствовала развитию специальных методоввоздействия на традиционалистское общественное сознание.

Во время кризиса мифологии в античной Греции Аристотель стал употреблять термин "миф" лишь в значении занимательной сказки, но уже к моменту распада Римской империи, когда собственно мифология формально пришла в упадок, на принципах традиционных мифов окончательно сложились социальные мифы - преувеличенные или искаженные представления о действительности, сознательно внедряемые в общественное сознание с целью формирования нужных социальных реакций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: