Земельная реформа в республике Беларусь (1991-1999 гг.)

Земельная реформа - это изменение земельного правопорядка, существовавшего до 1991 г. Она явилась составной частью экономических реформ. Предпосылками ее стали преобразования отношений собственности, в том числе и земельной собственности. Предпосылкой проведения земельной реформы в Республике Беларусь явилось провозглашение 27 июля 1990 г. государственного суверенитета, а также принятие новой Конституции. Важнейшим направлением земельных преобразований в Республики Беларусь явилось изменение земельного устройства на основе ликвидации исключительной собственности государства на землю и постепенного перехода от национализации к денационализации земли. Постепенно процесс земельных преобразований затронул и другие сферы земельного правопорядка, в том числе путем проведения таких преобразований, как:

1. приватизация земель;

2. закрепление права собственности на землю за Республикой Беларусь, юридическими лицами и гражданами;

3. расширение круга прав на землю и форм ее использования;

4. вовлечение земельной недвижимости в гражданский оборот; введение платности землепользования и ряд других.

В основе земельной реформы - изменение законодательства и правового регулирования земельных отношений. Особенностями проведения земельных преобразований в Республики Беларусь явились следующие. Во-первых, реформирование земельного строя и земельных отношений было постепенным. В его основе - развитие как общего законодательства о приватизации, собственности, рынке недвижимости, налогах, так и специального законодательства о земельных ресурсах, земельной собственности, формах использования земель, их охране. Во-вторых, земельная реформа, будучи связанной с осуществлением аграрных преобразований, несколько опережала последние. Радикальные изменения производственных отношений в аграрном секторе экономики начались позже начала проведения преобразования земельных отношений.

Первые нормативные правовые акты земельных преобразований были приняты тогда, когда Республика Беларусь была одной из союзных республик бывшего Союза ССР. В 1990 г. приняты Закон о собственности в СССР, а также Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, которые положили начало земельных реформ в бывшим Союзе ССР и БССР. Начало новому реформированию земельного законодательства в Республике Беларусь было положено Основами земельного законодательства Союза ССР и республик 1990 г. Новый закон в отличие от прежних Основ земельного законодательства:

1. предусмотрел наряду с правовым титулом хозяйственного использования земли - правом землепользования, титул землевладения;

2. закрепил землю в качестве народного достояния;

3. уточнил состав единого государственного земельного фонда;

4. установил возможность аренды земель;

5. урегулировал ряд иных земельных отношений.

Основы законодательства о земле хотя и не предусмотрели частную собственность на землю но закрепили такую новеллу для земельного правопорядка, как институт землевладения, возможность передачи земли по наследству, разрешили аренду земли и предусмотрели плату за землю. Постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 11 декабря 1990 г. с 1 января 1991 г. введен в действие первый пореформенный Кодекс о земле.

Преамбулой данного Закона перед законодательством поставлены новые цели: создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранение и улучшение природной среды, равноправное развитие всех форм хозяйствования.

Земельная реформа в рассматриваемый период проводилась на основании законов Республики Беларусь:

1. Об аренде (1990 г.);

2. О платежах за землю (1991 г.);

3. О крестьянском (фермерском) хозяйстве (1991 г.);

4. Об охране окружающей среды (1992 г.);

5. О праве собственности на землю (1993 г.);

6. Об особо охраняемых природных территориях и объектах (1994 г.);

7. Об объектах, находящихся только в собственности государства (1998 г.);

8. О личных подсобных хозяйствах граждан (2002 г.) и ряда других.

Процесс приватизации земель потребовал создания адекватного организационного, экономического и правового механизма его осуществления. Принимаются законодательные акты, регламентирующие вопросы:

· порядка передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан;

· выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, местными Советами депутатов;

· порядка передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в залог для получения банковского кредита;

· аренды земель.

Указами Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1998 г. и 22 декабря 2000 г. утверждаются Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников). Земельное законодательство постепенно расширяет круг целей и форм использования земель гражданами и юридическими лицами, объем правомочий землепользователей, землевладельцев и собственников земли, предусматривает судебную форму защиты их прав. Приоритетное значение придается землям сельскохозяйственного назначения. Они закрепляются в собственность государства. Устанавливается новый порядок изъятия и предоставления земель. Принимается новое законодательство в области использования и охраны лесов и земель лесного фонда, вод и земель водного фонда, недр и использования земель для добычи полезных ископаемых.

В рассматриваемый период разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты, направленные на рациональное использование земли и ее охрану как важнейшего компонента окружающей среды.

Современное земельное законодательство решает широкие социальные задачи. Оно утвердило себя в качестве ведущего в системе законодательства о природных ресурсах и базируется на Конституции Республики Беларусь, которая принята на Республиканском референдуме 24.11.1996 г. Основой развития земельного права как отрасли права и законодательства является Кодекс о земле 1999 года, сконцентрировавший наиболее важные земельно-правовые нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: