Вопрос №5

СЕНСОРНОЕ развитие в основе познавательного развития, познания мира в целом, является условием всестороннего развития ребенка, так как формирование ощущений и восприятия - это необходимая предпосылка развития органов чувств, сложных мыслительных процессов. Сенсорное развитие служит основой полноценного познания окружающего мира, основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического,» нравственного, т.е. развитие личности в целом.

Проблема сенсорного развития детей д.в. рассматривалось педагогами, психологами в следующих аспектах: Н.А Ветлутина, Л. Е. Жукова, Д. Б. Эльконин проводили исследования по вопросам сенсорного развития в различных видах деятельности, что послужило нахождению новых путей его осуществления в дидактическом процессе, о его значении в таких видах деятельности как рисование, лепка, конструирование, овладение грамотой; М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Я.А. Каменским, Ф. Фребелем разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Наиболее существенным для практики детских садов явились работы Е.И. Тихеевой, которая разработала искусственный и естественный материал для работы с детьми над освоением формы, цвета, величины, количества и т.д.

В настоящее время разработка проблемы сенсорного развития детей осуществляется в рамках исследований восприятия как своеобразный сенсорно-перцептивной деятельности (сенсорика с латинского SENSUS- восприятие, чувства, ощущения). Ощущение и восприятие относятся к элементарным познавательным процессам, но эта традиционная их характеристика справедливая только при сравнении их с понятийным или теоретическим мышлением. Ощущение восприятия являются регуляторами жизнедеятельности индивида в ответ на раздражителя, которые действуют в настоящий момент.

Психология.

Сенсорное развитие является одним из важнейших понятий различных наук психологии, педагогики. С точки зрения психологии сенсорное развитие это закономерное изменение сенсорных процессов во времени выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Л. С. Выготским было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии психики, в том числе и в сенсорном развитии, согласно которому обучение должно идти впереди развития, а не плестись в его хвосте. В статье «Проблема обучения и умственного развития ребенка» (1933 г/34 учебный год) он писал: «Обучение которое ориентируется на уже завершенные цикля развития, оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка, оно не ведет за собой развитие, а само плетется у него в хвосте.

Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут». Л.С. Выготский считал, поскольку психологический анализ связи обучения и развития обращен не во вне, а во внутрь, поскольку в этом смысле подобно лучу ренгена он должен осветить учителю как в голове каждого ребенка совершенствуются процессы развития, вызываемые к жизни ходом школьного обучения. Знание педагогом этой внутренней генетической связи обучения с детским развитием позволяет опережать уровень сегодняшних возможностей ребенка, ставить и решать совместно с ним более сложные задачи.

Педагогика определяет сенсорное развитие как процесс и результат количественных и качественных изменений в функциях анализаторов. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низменного к высшему. Под сенсорным развитием понимают переход от слитного, синкретичного, фрагментальго восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных временных причинных связях.

Сенсорное развитие, таким образом, предполагает процесс и результат развития восприятия ребенка. Восприятие –это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при и непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др. Восприятие дошкольника это новая ступень сенсорного познания, это сложный процесс предметного усвоения действующего на ребенка окружающего мира.

Психолого-педагогические основы сенсорного развития дошкольников.

Разнообразен и сложен окружающий мир, и человек старается глубже познать его, все активнее преобразует среду в своих целях. Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания. Познание это начинается с ощущения.

Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма, возникающего при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).

Однако, знакомясь, например, с цветком, мы одновременно чувствует запах, видим его окраску, форму лепестков, листьев; пробуя конфету, мы узнаем не только ее вкус, но и запах, твердость, замечаем, как она «тает» во рту. Таким образом, мы всегда познаем не отдельное свойство, а гораздо больше: предметы и явления окружающей действительности, действуя на наши органы чувств, отражаются в мозгу в виде целостных образов. Это более сложный мыслительный процесс называется в психологии восприятием. Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, завершается формированием образа. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Обобщенные способы обследования предметов - выслушивание, рассматривание, ощупывание и т.д. Сенсорные эталоны - обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения и т.д. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр и др. Владение сенсорными эталонами облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает правильнее и полнее анализировать встречающиеся предметы, их форму, цвет, величину, характер поверхности, а затем и воспроизвести, например, в рисунке, лепке.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени. Во всех видах восприятия важную роль играют двигательные ощущения.

Развитие ощущений и восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно создает необходимые предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Процессы восприятия опосредует речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования свойств предмета путем их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности. Особое значение для сенсорного и в целом психического развития имеет формирование высших анализаторов - зрительного и слухового.

Возрастная специфика:

- младенчество — важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы - зрение, слух - опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка. В первом полугодии жизни активность младенца проявляется в слуховом и зрительном сосредоточении на воспринимаемых предметах, в эмоциональных реакциях на сенсорные стимулы. Развивается умение безошибочно следить за предметом, который движется по кругу. Безошибочно поворачивает голову и находит взглядом лицо говорящего взрослого, звучащую игрушку. Установление связей между слухом и зрением значительно расширяет контакты младенца с окружающим миром. Формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения. Во втором полугодии возникает активное рассматривание, обследование предметов, которое связано с манипулированием ими (стучит, размахивает, перекладывает...). В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки. Когда хочет взять предмет, рука движется к этому предмету, оценивая расстояние практически и внося коррективы по мере движения. Так, глаз, следя за рукой, «учится» оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок узнает разнообразные свойства предметов - форму, величину, плотность, вес, упругость, температуру. Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его завыванием взрослым.

- раннее детство - восприятие очень несовершенно. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно (Короткая палка - не достать мяч, заменяет длинной). Ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной (пирамидки, матрешки, закрывает коробочки). Взрослый знакомит с новым способом ориентировки - примериванием, - вкладыши в отверстие, прикладывает кольца от пирамидки (мерка самое маленькое кольцо). Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий. На 3 г. хорошо знакомые предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов (треугольные - с крышей, красные - с помидором). Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Новые действия восприятия осваиваются прежде всего в отношении более знакомых и более важных с точки зрения практической деятельности признаков. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. «Это шарик. Он круглый, он катится». Интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение (ребенок подбирает предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак), к концу 2 г. воспринимает все звуки родного языка. По мере того как ребенок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах (теплый, красный, блестящий).

- дошкольный возраст восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

В ран.детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У мл.дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. К ст.дошк. возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей (от внешних практических манипуляций переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания). Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания (берут предмет в руки, пробуют на вкус, растягивают, стучат им об стол т.д.), сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нем отдельные свойства. Активная, разнообразная и развернутая ориентировка позволяет формировать адекватные, богатые, точные образы восприятия. Введение в словарь ребенка названий разных признаков (кислый, прозрачный, блестящий) помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствует осмысленному их восприятию, отчетливому различению. Обследовательские действия дошк. все более специализируются. С помощью правильно организованного обследования дошк. овладевают умениями воспринимать важнейшие свойства предметов и явлений. Складываются рациональные приемы обследования предметов:

- восприятие целостного облика предмета;

- вычленение основных частей этого предмета и определении е их свойств (форма, величина и т.д.);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа);

- выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и контролирует весь его ход. Его словесные указания организуют деятельность ребенка. А затем педагог учит ребенка постановке таких целей и контролю за процессом их достижения. Наблюдение превращается у дошкольника в своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем.

Сенсорные действия следует развивать внутри др.. более широких видов деятельности в манипуляции с предметами, бытовых, трудовых действиях, изобразительной, музыкальной, игровой и т.д. наиболее успешно формируют навыки обобщенной ориентировочной деятельности, идет овладение сенсорными эталонами.

Занимаясь конструктивной деятельностью, дети не только учатся отличать геометрические формы, их качества, названия, но и осваивают жизненное значение различных форм предметов (дома, машины) Составляя (аппликация, рисование) декоративные узоры для украшения «салфеток», «варежек» и т.д. знания о форме (квадрат, овал), пространственном расположении предметов (середина, слева), ритме. Необходимо удачно подобрать краски, их сочетание (развитие чувства цвета). В процессе трудовой деятельности. Ухаживая за растениями, дети учатся отличать растения по форме листьев, строению, запаху, вкусу и т.д. Дежурный должен различать посуду по величине, форме, температурным качествам, красиво сервировать стол. Дидактические игры и упражнения - активизируют сенсорные процессе ребенка, помогают упорядочить, обобщить его сенсорный опыт («чудесный мешочек», «узнай по голосу»).

Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: