Вопрос № 2 Нравственное воспитание

Нравственное развитие — процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения. Поведение ребенка до года неморальное, т.к. он просто не может поступать нравственно. В младенчестве главная роль принадлежит взрослому, который вводит ребенка в мир нравственных отношений. В дальнейшем общение со сверстниками, овладение предметной и элементарной игровой деятельностью Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками. Зачатки нравственного поведения формируются после 3 - х лет, в этом возрасте одной из основных причин нравственных поступков - это потребность в одобрении. В этом возрасте ребенку становиться, знакомы такие нравственные качества как правдивость, честность, доброта. Но при этом нравственные знания разрознены. После 4 -х лет формируется нравственный облик ребенка, накапливается опыт нравственного поведения, который связан с формированием дружеских взаимоотношений. Постепенно формируется нравственный опыт ребенка, в котором с одной стороны отражаются поступки, совершаемые ребенком и его окружающими в жизни. В 3 - 4 года ребенку доступны некоторые несложные формы организационного поведения. Дети этого возраста могут дружно играть со сверстниками, способны поделиться игрушкой, проявить заботу. 5-тилетние дети могут оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерами отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении. Испытывает стыд за плохое поведение. Тянутся к совместной деятельности со сверстниками, учувствуют в общем замысле игры и подчиняются ее правилами Для нравственного развития дошкольника важное значение имеет волевое действие. Подавлять свои желания ребенок может в старшем дошкольном возрасте. Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных проступков и культуры поведения. Игра как ведущий вид деятельности способствует удовлетворению познавательных потребностей ребенка, потребности в общении, в активности, развивается интеллект, как непременное условие формирование нравственного сознания Нормы, лежащие в основе человеческих отношений становятся через игру источником развития нравственности самого ребенка. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные ценности нашего общества. Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует роль. Воспитывающие значение игры проявляется в полной мере, когда руководят ею взрослые. 3.Активные формы и методы обучения студентов по теме «Нравственное воспитание». А.ф. – это такие методы которые ставят студентов в ситуации когда им нужно применить активность -физическую - активность мышления 1) иметационные: анализ ситуаций, розыгрование, деловые игры – решение конкретной ситуации, ролевые игры. 2) неиметационные: проблемная лекция, семинары, дискуссии, дебаты, мозговой штурм, презентации, аквариум. Круглый стол - «Проблемы социально - нравственного воспитания в семье». Диспут - «Воспитание коллективизма. Проблемы личности и коллектива.» Анализ педагогических ситуаций. Деловая игра. Ученые. Нравственное воспитание - Р.И. Жуковская, В.Г. Нечаева, В.Я. Воронова, AM. Виноградова, Т.И. Бабаева, АД. Шатова, ЕВ. Шишлова, ИМ. Княжева. Воспитание гуманности - AM. Виноградова, Р.И Жуковская, В.Г Нечаева. Воспитание коллективизма – Т.А. Маркова, К. А. Климова, С. А. Козлова. Патриотическое воспитание - Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Механизмы нравственного поведения: Нравственные знания —*■ мотивы —* чувства и отношения —* навыки и привычки —*■ поступки и поведение. Для формирования любого нравственного качества надо, что бы оно происходило осознано. Поэтому нужны знания, что бы сформировать представления о сущности нравственного качества. Методы нравственного воспитания: Беседа - диалогическое общение для передачи информации Требования: 1) вопросы должны быть четко сформулированы; 2) корректные вопросы; 3) чередование открытых и закрытых вопросов; 4) доступные вопросы; 5) логичность и последовательность вопросов; 6) продолжительность max 5 минут. Разъяснение - монологическое выступление воспитателя, опьяняющего какой либо факт явление. Внушение - воздействие на личность с целью вызвать определенное состояние или побуждение к действию. Поощрение - выражение положительной оценки действий наказание - метод педагогического воздействия, кот. должно предупреждать нежелательные поступки. Пример взрослого является одним из важнейшем методов воспитания. Упражнение - многократное повторение какого либо действия для выработки навыка. Нужно избегать монотонности, привлекать игровые действия, т.е. поддерживать интерес ребенка. Приучение - выполнение какого либо действия в жизненной ситуации. Задачи нравственного воспитания - 2 группы: 1) входят механизмы нравственного воспитания: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. 2) отражает потребности общества в людях, обладающими конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Средства нравственного воспитания: 1) собственная деятельность детей 2) природа 3) искусство (музыка, живопись, художественная литература, книжная графика); 4) традиции. Содержание нравственного воспитания: 1) воспитании гуманности в отношении к людям и природе (сочувствие, сопереживание, эмпатия, отзывчивость) Гуманность - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группы, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями состраданиями и Соучастии, помощи. В дошк. возрасте появляются предпосылки для формировании эмпатии. Ведущий метод -пример взрослого и организация педагогических ситуаций, в кот. ребенок упражняется в положительном поведении. 2) воспитание коллективизма (дружелюбие, взаимопомощь, ответственность, доброта инициативность, культура поведения и взаимоотношений): - потребность в понимании, в общении, признании; - проявление себя в коллективе. В коллективе развивается детская дружба и формируется общественное мнение. 3) воспитание начал патриотизма и гражданственности (любовь к родине, знание истории и традиций своего народа, толерантность - уважение к культуре других народов) Гражданственность - осознание собственной общественной значимости. Патриотизм - социально - политический и нравственный принцип, выражающий чувстве любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с сообщения ребенку знаний с его микромире (семья, дом, двор). Огромный потенциал содержится в народных традициях. Воспитание гуманности - основа для воспитания толерантности.

ВОПРОС№3

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ неразрывно связано развитием познавательных процессов:

Познавательные процессы: внимание, память, мышление, ощущение, восприятие, речь

Вопросами развития внимания у детей занимались Выготский, Эльконин, Леонтьев, Венгер, Мухина и др.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте; направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначительных.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течении определенного времени сосредотачивать внимание.(нет ни цели, ни волевого усилия).

Произвольное внимание включает в себя волевую регуляцию, обладает всеми качествами непроизвольного внимания (есть цель, используется волевое усилие).

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно регулировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Младенческий возраст: первая реакция на раздражители, ориентировочный рефлекс, слуховое сосредоточение (с 2-3 недели), внимание ко взрослому, включение предметов в общение ребенка с родителями, хватание – развитие ориентировочных действий, манипулирование – развитие способности к распределению внимания.

Раннее детство: ходьба, предметная деятельность, речь создают условия для развития внимания, самостоятельный выбор объекта активности, внимание к речи, выполнение простых инструкций, слово как средство организации внимания (элементы произвольности), длительность сосредоточения 8-10 минут, трудности в переключении, неустойчивость, выделение только ярких признаков предметов.

Дошкольный возраст: расширение объема внимания, повышение его устойчивости, требуется внешнее руководство вниманием, возникает познавательная основа внимания, освоение новых видов деятельности формирует привычку к волевому усилию, возникает послепроизвольное внимание.

Память - психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта; форма психического отражения, заключается в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом собственного прошлого опыта. (Смирнова, Истомина, Выготский. Зинченко).

Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала-образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания-логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить-непроизвольной и произвольной.

Образная память - память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.

Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания.

Двигательная память - память на движения и действия.

Словесно-логическая память - память на мысли.

Логическая - вид памяти, предполагающий осмысление, т.е. Сознательное усвоение материала.

Механическая память - вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления.

Непроизвольная память - вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели (мнемическая память

сознательно принимаемая или поставленная самим человеком цель запомнить).

Произвольная память - вид памяти предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и

сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения. Младенческий возраст – связь памяти с ощущением. Узнавание и запечатление объекта. Кратковременное запоминание. Непроизвольность. Эмоционально-образная память. Появление предпосылок словесной памяти. Ранний возраст – обогащение содержания представлений. Увеличение прочности и объема запоминания. Развитие навыков словесной памяти. Воспроизведение информации по памяти. Дошкольный возраст – преобладает непроизвольная образная память. Развитие словесно-смысловой памяти (Н.А.Корниенко, Т.В.Чередникова). Возникновение элементов произвольности. Совершенствование мнемонических средств запоминания (Р.С.Немов).

Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных связей и отношений между объектами.

Виды мышления:

1. Наглядно -действенное мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий.

2.наглядно-образное мышление — вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы

3.Словесное мышление - вид мышления, протекающий во внутреннем плане с опорой на понятия.

4.Логическое мышление - мышление, в котором решение задачи достигается установлением отношений между понятиями.

Проблему детского мышления и его специфику изучал Ж.Ж. Пиаже, он выявил путем экспериментальной работы стадии развития интеллекта:

1Чувственно-двигательный интеллект (сенсомоторный) - решение мыслительной задачи путем проб и ошибок, координация зрения, хватание. Формируется наглядно-образное мышление. В процессе предметных действий, ребенок узнает признаки предмета и его связи с другими предметами и объектами. Взрослый является посредником знакомства с предметами, (стадия длится от 0 до 2х лет).

2Дооперативный интеллект (с 2х до 7лет) - опора на восприятие, часть задачи решается в мыслительном плане. На этом этапе формируется символическая функция сознания и речи.

3Период конкретного мышления (с 7 до И лет) - в основе лежат простейшие логические операции (классификация, сравнение. установление взаимного соответствия).

4Формально-логическое, абстрактное мышление (11-12лет) -в своих работах Пиаже подчеркивал связь мышления и речи (язык-знаковая система позволяет решать мыслительную задачу без опоры на непосредственное восприятие).

Интеллект -общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта.

Особенности детского мышления описаны в генетической психологии (Пиаже):

эгоцентризм- понимание мира как своего собственного продолжения (все имеет смысл лишь для удовлетворения);

синкретизм - целое как набор деталей (ребенок не может восстановить связи между частями внутри целого).

Пиаже описывает феномены дет.мышления:

Реализм выражается в неспособности видеть вещи объективно, т.к. видит эти вещи взрослый

Артифициализм - ребенок считает себя центром миросоздания,где все вещи созданы по воли человека, по удовлетворению его потребностей.

Анимизм- наделение вещей сознанием и жизнью через проецирование собственного Я(солнышко со мной играет).

Младенчество. Руководство предметной деятельностью ребенка. Стимулирование. Показ способов действия. Позитивное закрепление инициативы через оценку. Развитие любознательности.

Ранний возраст. Руководство орудийной деятельностью. Образец правильного использования. Выделение и закрепление в речи результата (постановка цели, планирование, организация, оценка). Условия для самостоятельности.

Дошкольный возраст. Внеситуативно-познавательное общение (теоретическая деятельность). Отношение к детским вопросам (возможность самостоятельного размышления

С психологической точки зрения ПИАЖЕ, ЛЕОНТЬЕВ,ВЕНГЕР,УСОВА, ГАЛЬПЕРИН,ЗАПОРОЖЕЦ,ФРЕБЕЛЬ.

Умственное воспитание неразрывно связано развитием познавательных процессов:

Познавательные процессы: внимание, память, мышление, ощущение, восприятие, речь

Вопросами развития внимания у детей занимались Выготский, Эльконин, Леонтьев, Венгер, Мухина и др.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте; направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначительных.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течении определенного времени сосредотачивать внимание.(нет ни цели, ни волевого усилия).

2. Произвольное внимание включает в себя волевую регуляцию, обладает всеми качествами непроизвольного внимания (есть цель, используется волевое усилие).

3. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует интересам и потребностям человека.

4. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.

5. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

6. Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно регулировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

7. Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

8. Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Этапы развития внимания по возрастам.

От рождения до 1 года:

После рождения- вздрагивает при резком звуке, закрывает глаза при ярком свете.

2-3 недели - слуховое сосредоточение (при громком звуке малыш замолкает и прекращаются его движения). 3-4 недели - зрительное сосредоточение на лице взрослого.

2-3 месяца - когда ребенок слышит речь взрослого поворачивают голову и слушает его (комплекс оживления). 4-6 мес. - держит игрушку, рассматривает ее.

Конец 1-го года жизни - сосредоточение на предмете в руках взрослого. В конце года возникает распределение внимания, и увеличивается его объем.

Ранний возраст: Ребенок начинает самостоятельно ходить, овладевают предметной деятельностью, совершенствуется речь. Ребенок сам выбирает объект, на который направляет внимание.Появляются моменты произвольного внимания. Ребенок удерживает внимание в течении 8-10 мин.

Дошкольный возраст: увеличивается объем внимания, ребенок может действовать с 3-4 предметами, возрастает возможность распределения внимания, увеличивается устойчивость внимания, рост концентрации внимания. В 3 года- 30 мин., к 6 г. -90 мин. сосредоточение внимания.

Память - психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта; форма психического отражения, заключается в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом собственного прошлого опыта. (Смирнова, Истомина, Выготский. Зинченко).

Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала-образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания-логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить-непроизвольной и произвольной.

Образная память - память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.

Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания.

Двигательная память - память на движения и действия.

Словесно-логическая память - память на мысли.

Логическая - вид памяти, предполагающий осмысление, т.е. Сознательное усвоение материала.

Механическая память - вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления.

Непроизвольная память - вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели (мнемическая память

сознательно принимаемая или поставленная самим человеком цель запомнить).

Произвольная память - вид памяти предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и

сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения.

Этапы развития внимания по возрастам.

Младенчество: на этом этапе формируются все виды генетической памяти- эмоциональная, двигательная, образная, словесная. 7-8 недель - проявляется двигательная память.

3-4 мес. - ребенок в состоянии хранить образ воспринимаемого предмета не более 1 сек.

После 3-4 мес. - время сохранения образов увеличивается. Ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери. 8-12 мес. - выделяет предметы в зрительном поле, ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, на долго выделяет его из ситуации и соотносит с ней.

Ребенок запоминает некоторые звукосочетания. Может восстановить образ предмета по памяти.

Ранний возраст:

- память детей характеризуется большой пластичностью, запоминают материал быстро легко;

- резко увеличивается объем. прочность памяти;

- развита оперативная память. Дошкольный возраст:

- приобретает способность действовать в плане общих представлений;

- способен устанавливать простые и причинно-следственные связи между событиями и явлениями;

- память в этом возрасте непроизвольна;

- эмоциональная память уже сформирована и помогает познать мир;

- непроизвольно запоминается словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик;

- к Зм годам формируется долговременная память;

- 4-5 лет развивается образная память.

Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных связей и отношений между объектами.

Виды мышления:

1. Наглядно -действенное мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий.

2.наглядно-образное мышление — вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы

3.Словесное мышление - вид мышления, протекающий во внутреннем плане с опорой на понятия.

4.Логическое мышление - мышление, в котором решение задачи достигается установлением отношений между понятиями.

Проблему детского мышления и его специфику изучал Ж.Ж. Пиаже, он выявил путем экспериментальной работы стадии развития интеллекта:

1. Чувственно-двигательный интеллект (сенсомоторный) - решение мыслительной задачи путем проб и ошибок, координация зрения, хватание. Формируется наглядно-образное мышление. В процессе предметных действий, ребенок узнает признаки предмета и его связи с другими предметами и объектами. Взрослый является посредником знакомства с предметами, (стадия длится от 0 до 2х лет).

2. Дооперативный интеллект (с 2х до 7лет) - опора на восприятие, часть задачи решается в мыслительном плане. На этом этапе формируется символическая функция сознания и речи.

3. Период конкретного мышления (с 7 до И лет) - в основе лежат простейшие логические операции (классификация, сравнение. установление взаимного соответствия).

4. Формально-логическое, абстрактное мышление (11-12лет) -в своих работах Пиаже подчеркивал связь мышления и речи (язык-знаковая система позволяет решать мыслительную задачу без опоры на непосредственное восприятие).

Интеллект -общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта.

Особенности детского мышления описаны в генетической психологии (Пиаже):

эгоцентризм-понимание мира как своего собственного продолжения (все имеет смысл лишь для удовлетворения);

синкретизм- целое как набор деталей (ребенок не может восстановить связи между частями внутри целого).

Пиаже описывает феномены дет.мышления:

1. Реализм выражается в неспособности видеть вещи объективно, т.к. видит эти вещи взрослый

2. Артифициализм- ребенок считает себя центром миросоздания,где все вещи созданы по воли человека, по удовлетворению его потребностей.

3. Анимизм-наделение вещей сознанием и жизнью через проецирование собственного Я(солнышко со мной играет).

С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Ученые в области умственного воспитания дошкольников - Ф.Фребель, М. Монтессори, А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев. П.В.Венгер, Н.Н.Поддьяков.

Умственное развитие - совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умств. развитие и умств. воспитание находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развити детей с первых лет жизни.

Особенность умет, развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

Основная функция умет, воспитания детей первых лет.жизни - формирование познавательной деятельности. Задачи умственного воспитания:

1. Сенсорное воспитание (развитие). Сенсорное воспитание- целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорные эталоны -обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человеком за всю историю своего развития. Особая роль в сенсорном воспитании принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания обоняния. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми сенсорными признаками- многоцветием, запахами, шумами.

2. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями) Учить детей мыслить - задача, которую должны решать взрослые. Следует учить ребенка анализировать. сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предположений.

Перед детьми необходимо ставить задачи стимулирующие их познавательную активность, требующие размышления, сравнения развивать у детей способности к воображению.

3. Становление речи. Мыслительная деятельность невозможна без речи. После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Ребенок использует речь для того, чтобы выразить свои мысли, чувства. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу, слушать собеседника, стараться понять его, не перебивать.

4. Воспитание любознательности, познавательных интересов. Любознательность и познавательные интересы представляют собой формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснить непонятное о качествах. свойствах предметов, явлений действительности, найти имеющиеся между ними связи.

5. Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста. Основу умет. Воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающими, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания. На протяжении дошкольных лет ребенок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний: 1) знания, которые он усваивают без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений; 2) знания, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Средства умственного воспитания распределяются на 2 группы: деятельность детей(игровая, бытовая, трудовая, конструктивная) произведения духовной и материальной культуры (искусство, предметы быта, бытовые традиции).

Появление игры в жизни ребенка означает изменение в направленности его сознания. Его сознание направленно на практически познание действительности. В играх дети находят отражение событий реальной жизни, поэтому игра формирует интерес к жизни. Особь интерес представляют творческие игры, в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ ЭТИ ЗНАНИЯ ПОДНИМАЮТСЯ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ: ПЕРЕВОДЯТСЯ В РЕЧЕВОЙ ПЛАН, СЛЕДОВАТЕЛЬНО ОБОБЩАЮТСЯ, ПРЕОБРАЗЮТСЯ совершенствуются.

Игры с правилами также важны для умственного воспитания. Многие дидактические игры связаны с задачам умственного воспитания, они развивают мышление, память, формируют сенсорные эталоны.

Бытовая деятельность-соблюдение режимных моментов. Необходима разнообразная обстановка в группе.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направленно на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, и признаками, свойствами, их изменения под влиянием преобразующей деятельности (песок после поливки становится влажным, мы; пенится в теплой воде). Труд в природе имеет особую познавательную основу, т.к. Знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что помогает установлению причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключения. Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.

Конструктивная деятельность не обходится без обследования. В процессе конструирования развивается образце мышление, развиваются аналитические способности (ребенок анализирует, планирует деятельность в уме). Ребенок в процесс конструирования сам подбирает материал.

В жизнь ребенка рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, скульптура, предметы декоративно- прикладного искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: