Понятие и характерные черты бюрократии

Бюрократия - особая социальная группа, состоящая из служащих различных звеньев госаппарата, чиновников. Существование бюрократии – неизбежность и необходимость функционирования политики и власти.

Политическая бюрократия – высший эшелон власти, формирующийся из представителей господствующих классов и властвующих элит (более узкий смысл).

Массовое сознание трактует бюрократию как механизм государственного управления (критическое восприятие), Социологический и политологический подход трактует бюрократию как специфическая форма социальной организации, в основе которой лежит принцип целевой рациональности. В современном мире бюрократия имеет не только свои внутриорганизационные перспективы, но и становится общесоциальным феноменом. Также существуют трактовки Вебера (идеальный тип бюрократии), Маркса (бюрократия- организм-паразит), восточная (наиболее полное воплощение в азиатских империях. бюрократия не как самостоятельный политический слой, а как слуги императора, характерна атомизированность, систематическая ротация, иерархия, личная ответственность, равные возможности для чиновников) и реалистическая (модернизация веберовской бюрократии.является господствующей в современном западном мире. Отход от презумпции политической нейтральности бюрократии, от безличности как важнейшего достоинства. Появление концепций отзывчивой администрации, полицентризма-веберовская концепция дополнена человеческим аспектом, признание необходимости ограничивать даже рациональную бюрократию).

Основные характеристики бюрократии (по М.Веберу):

1) постоянное осуществление управленческой деятельности

2) установлена компетенция и сфера власти каждого уровня и индивида в аппарате управления

3) иерархия образует основной принцип контроля за чиновником

4) чиновник отделен от собственности на средства управления, должность отделена от человека, выполняющего административные функции

5) управленческая деятельность становится особой профессией

6) существует система профессиональной подготовки чиновников

7) документация управленческих функций

8) господство принципа безличности

Основные характеристики бюрократии (с интернета): разделение труда, иерархия, опора на документы, профессиональная подготовка персонала, компетентность должностного лица и наличие общих правил, которыми руководствуются в процессе работы.

В современных условиях существует проблема обеспечения ответственности бюрократии из-за:

-постоянно расширение круга вопросов, поддающихся административным решениям, исполнительная власть дает только общие директивы

- руководители приходят и уходят, а бюрократы остаются

-количественный рост чиновничества

Различают формальные и неформальные способы контроля за бюрократией. Формальные: политическое руководство со стороны министров, парламентский и судебный контроль. Неформальные: внешние-СМИ, общественное мнение, заинтересованные группы; внутренние- профессиональные стандарты, корпоративная этика, контроль со стороны вышестоящих чиновников.

2.Взаимосвязь внутренней и внешней политики.

Трактовки взаимосвязи внутренней и внешней политики:

1) приоритет внешней политики (исторически ранняя версия), пример: послевоенные режимы в Восточной Европе установились под воздействием СССР.

2) внешняя политика выводится из внутренней (внешняя политика как продолжение внутренней) - с точки зрения марксистов внешняя политика является отражением классовой сущности внутриполитического режима и зависит в конечном счете от определяющих эту сущность экономических отношений общества (международные отношения в целом носят «вторичный» и «третичный», «перенесенный» характер).

3) равноправность внутренней и внешней политики – степень взаимного воздействия зависит не от априори признаваемого приоритета той или иной другой политики, а от конкретно-исторических обстоятельств.

неореализм и структурализм: внешняя политика является продолжением внутренней, а международные отношения — продолжением внутриобщественных отношений. Однако решающую роль в определении внешней политики, по их мнению, играют не национальные интересы, а внутренняя динамика международной системы. При этом главное значение имеет меняющаяся структура международной системы: являясь в конечном счете опосредованным результатом поведения государств, а также следствием самой их природы и устанавливающихся между ними отношений, она в то же время диктует им свои законы.

Критика трактовок взаимосвязи

-детерминистские объяснения соотношения внутренней и внешней политики малоплодотворные. Каждое из них — идет ли речь о «первичности» внутренней политики по отношению к внешней или наоборот — отражает лишь часть истины и потому не может претендовать на универсальность

-в современных условиях связь между «внутренней» и «внешней» политикой становится настолько тесной, что иногда теряет смысл само употребление этих терминов, оставляющее возможность для представлений о двух отдельных областях, между которыми существуют непреодолимые границы, в то время как в действительности речь идет об их постоянном взаимном переплетении и «перетекании» друг в друга

-рост числа акторов «вне суверенитета» не означает, что государство как институт политической организации людей уже утратило свою роль или утратит ее в обозримом будущем. Внутренняя и внешняя политика остаются двумя неразрывно связанными и в то же время несводимыми друг к другу категориями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: