Понятие, структура и уровни политической идеологии

Впервые понятие идеология ввел в научный оборот в 1796г Антуан дестют де трасси лидер группы философов. Сделал он это в докладе "проект идеологии".

Идеология это совокупность систематизированных взглядов, отражающих групповые интересы и цели в форме ценностей и программ практического действия. Идеология это более высокий уровень сознания в сравнении с обыденным сознанием. Она есть продукт сознательного интеллектуального творчества. Идеология близка к теоретическому уровню познания, но не достигает его, поскольку для теории главное - истинность, критерием которой выступает практика, а для идеологии главное - её соответствие интересам и целям определенной общественной группы, будь то класс, нация, элита, бюрократия и тд.

Кроме того, важным аспектом идеологии является то, что выраженные в ей идеи и ценности реализуются на обыденном, массово психологическом уровне общественного сознания. Нельзя противопоставлять обыденный и теоретико идеологизированный уровни общественного сознания.
Полит идеология отличается тем, что она
Включает полит взгляды (взгляды на власть, проводимую ей политику, методы её осуществления, взаимодействие власти и общества)
Оперирует полит ценностями (права и свободы человека, равенство, справедливость и порядок)

Уровни полит идеологии
1. Теоретико концептуальный (основные идеи, положения, обосновываются ценности и идеалы, которые выражают интересы и цели определенных социальных групп а также государства и иных полит структур)
2. Программно политический (идеи и установки превращаются в программы манифесты и лозунги)
3. Актуализированный (характеризует степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах) По этому уровню судят об эффективности идеологии.

2. Особенности массового политического сознания в России

На современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей трансформировались, а то и просто исчезли.

С распадом СССР некогда могущественная коммунистическая идеология, имевшая статус государственной, перестала определять приоритеты в массовом сознании. Так, в глубоком кризисе находятся чрезвычайно важные и традиционные для российского сознания представления о патриотизме. Государственнический патриотизм советского образца сегодня имеет мало приверженцев из-за того, что в нем доминировал диктат государства, а не идеал свободы, самостоятельности и ответственности граждан.

Одна из важных особенностей политического сознания россиян состоит в том, что им предлагают решить трудную и новую задачу: соединить государственность и идеи патриотизма с идеями индивидуальной свободы и гражданственности.

Изучение массового политического сознания в России свидетельствует о том, что в нем есть ряд идей, которые принимаются большинством населения. Это — «идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы, равенства всех граждан перед законом, священности и неприкосновенности собственности» (Т. Кутковец, И. Клямкин). Установки тоталитарного общества «подчинять личное общественному», по мнению некоторых исследователей, начинают уступать свое место новым жизненным ценностям. Но это, конечно, не означает, что сегодняшний россиянин становится на позиции убежденного антигосударственника, не принимающего государственной опеки, патронажа, в первую очередь в социально-экономической сфере.

Слишком велик груз традиционности в сознании постсоветского человека. В закрытом советском обществе планово-командной экономики с исторически сложившимся антисобственническим, антирыночным менталитетом населения, с социально-иждивенческой, уравнительной психологией бедность рассматривалась как добродетель, а эгалитаризм — как ключевое звено в построении справедливого общества.

Эгалитаризм исходит из естественного стремления людей к равенству и социальной справедливости. Однако проблема равенства в политическом контексте решается по-разному. Существо этих различий показал А. де Токвиль, дав либеральное понимание равенства как «равенства условий существования» в противоположность «равенству в результатах» в его социалистической трактовке.

В российском массовом политическом сознании такие ценности, как коллективизм, справедливость, духовность, терпеливость воспринимаются в качестве основных проявлений духовной самобытности России, как ее главное достояние. В них видится преимущество России перед другими странами, прежде всего западными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: