Общеупотребительная лексика

Стилистическое расслоение словарного состава языка — это исторически обусловленная закрепленность отдельных разрядов слов за определенными языка и речи.

Характеристика стилевого расслоение лексики — это по существу определение границ речевого употребления членов того или иного синонимического разряда. Если слова не имеет синонимов, то она «вне стильно» и не может обладать стилистической характеристикой.

Для определенного стилистической соотнесенности слова необходим элемент сравнения, или общий знаменатель — некое вне стилевое слово, наиболее емкое по своей семантике.

В словарном составе любого языка выделяют два основных пласта: общеупотребительную лексику, меж стилевую лексику ограниченную в своем употреблении стилями языка и речи.

1. Общеупотребительная лексика

К общеупотребительной лексике относятся слова, без которых немыслимо общение ни в одной сфере человеческой деятельности. Эти слова выражают жизненно необходимые понятия и используются во всех стилях языка и речи. Так как общеупотребительная лексика отличается пустотой и естественностью, общепонятностью и четкостью и лишена эмоционально-экспрессивной окраской, то ее часто называют нейтральной. Но это порождает ошибочное представление о слабой выразительности относящихся сюда слов, между тем без него невозможен ни один речевой стиль.

К общеупотребительной лексике относятся слова об­щего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.

В зависимости от состава читателей доля обще­употребительной лексики меняется: она уменьша­ется в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращенных к широкой аудитории.

Слово в научной речи обычно называет не конк­ретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородных предметов, т. е. выражает не част­ное, индивидуальное, а общее научное понятие. По­этому в первую очередь отбираются слова с обобщен­ным и отвлеченным значением, например:

Химия занимается только однородными телами.

Здесь почти каждое слово обозначает общее поня­тие: химия вообще, тела вообще.

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка (исследование, экспериментальный, анализировать, формулировать, изучать и т.д.). Общеупотребительные слова могут стать общенаучными, если описываются явления и процессы в области науки. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами (вопрос, задача, явление, процесс и т.д.). Так, слово вопрос как общенаучное имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения», оно используется в научных текстах в разных контекстах: К вопросу о преподавании…, изучить вопрос…, вопрос требует решения… Общенаучная лексика призвана передавать информацию, связанную с научной деятельностью. Термины – это названия специальных понятий науки. Каждая область науки имеет свою систематически организованную терминологию, которая соответствует предмету и методам данной науки (индивид, инновационная деятельность учителя, методы воспитания, предмет педагогики и т.д.). В среднем терминологическая лексика составляет 15-20 процентов общей лексики, использованной в научной работе. Одно и то же слово может быть употребительным, общенаучным и термином, например слово личность, у которого, во-первых, есть основное лексическое значение, во-вторых, как общенаучное оно используется в разных науках (философии, истории), в-третьих, может входить в терминологию педагогической науки.

Источник: http://5fan.info/jgemerbewujgmerotr.html

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Аппаратура работает как при высоких, так и при низких температурах. При том, что в предложении нет ни одного специального слова, очевидно, что в научном тексте такие общеупотребительные слова составляют основу изложения. В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в жанрах, обращенных к широкой аудитории. Общеупотребительные слова в научном стиле используются в их номинативном значении, что позволяет объективно обозначить сущность понятия или явления. Однако в конкретном научном тексте они могут изменять свою семантику. Например, слово предполагать в математических текстах обозначает «считать, допускать»: Предположим, что данные треугольники конгруэнтны. За многозначными общеупотребительными словами в научныx текстах закрепляется специальное значение. Так, существительное окончание, имеющее два значения (1. Завершение, доведение чего-либо до конца. 2. Заключительная часть чего-либо), в лингвистике употребляется как однозначное: ' грамматически изменяющаяся часть слова; флексия'.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: