Маркетинговая среда - совокупность субъектов и сил, влияющих на деятельность фирм на рынке. Из нее выделяют:
- внутреннюю, эндогенную среду, определяемую организацией производства и труда, ее потенциалом, системой управления и маркетинга;
- внешнюю, экзогенную среду, в которой фирмы находятся.
Эндогенная среда входит в категорию контролируемых фирмой сил и факторов. Экзогенная среда распадается на микросреду и макросреду. Микросреда включает факторы и силы, непосредственно связанные с деятельностью фирмы, сюда входят поставщики, клиенты, посредники, контактные аудитории. Макросреда - это внешние силы и факторы, действующие вне зависимости от фирмы, но оказывающие влияние на ее деятельность.
К ним относят:
- уровень экономического развития (страны, региона) и покупательная способность населения (при торговле потребительскими товарами);
- уровень научно-технического прогресса (для оценки формы и перспективы долгосрочного действия на данном рынке);
- социальные условия и культурные обычаи (для правильного ведения рекламной политики и успешного продвижения товара);
- географическое положение региона, климат, местные стандарты, нормы и правила (для внесения необходимых изменений в конструкцию товара);
- политические и правовые условия;
- принятая в стране, регионе деловая практика и организация предпринимательской деятельности;
- деятельность конкурентов.