Гидравлические рулевые машины состоят из следующих основных узлов:
- гидравлического рулевого привода - силового устройства, поворачивающего баллер руля;
- насосного агрегата (насос-двигатель), предназначенного для питания гидравлических рулевых приводов рабочей жидкостью;
- органов распределения рабочей жидкости;
- системы управления органами распределения рабочей жидкости или системы управления насосами переменной производительности;
- системы трубопроводов питания, предохранительных клапанов, компенсаторов динамических нагрузок, ограничительной мощности и прочих элементов.
К гидравлическим приводам подключают телепередачи, связывающие систему управления органами рабочей жидкости или систему управления насосами переменной производительности со штурвалом на мостике. В случае авторулевого последний подключается к телепередаче или к органам распределения рабочей жидкости.
Гидравлические рулевые машины делятся:
- по роду энергии, приводящей в действие насосный агрегат, - на паро- и электрогидравлические;
- по типу и конструкции насоса, питающего рулевой привод, - на машины с насосами переменной или постоянной производительности;
- по конструкции рулевого привода - на машины с нормальным плунжерным двух- или четырехцилдиндровым приводом, плунжерным балансирно-шатунным, плунжерным с секторно-кольцевыми плунжерами, лопастным и др.;
- по способу управления распределительными органами или насосами, приводом и рулем - на машины с простой или следящей системой управления распределительными органами, приводом и рулем. При наличии следящей системы управления каждому углу поворота задающего органа соответствует пропорциональный по величине и согласованный по направлению угол поворота руля, который автоматически останавливается в заданном положении. В случае простой системы производятся отдельные операции по включению машины для поворота руля и ее выключению при достижении рулем необходимого угла отклонения.
Кроме перечисленных основных признаков, существуют и другие особенности в устройстве отдельных узлов и систем гидравлических рулевых машин: машины могут иметь разные системы управления насосами, гидроусилители, ограничители мощности и др.