Налоговая система и налоговая политика

За более чем 15-летний период экономической трансформации и попыток проведения рыночных преобразований в Казахстане накоплен определенный опыт использования рыночных инструментов в ходе государственного регулирования. Как известно, в годы, предшествующие реформам, налоговые регуляторы в сфере государственного управления не применялись.

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе - превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Для вывода экономики страны из кризиса и решения основных задач экономики государство использует различные экономические рычаги. Среди них важная роль принадлежит бюджетноналоговым механизмам, функционирующим на различных уровнях.

Вот почему совершенствование и функционирование эффективной и рациональной налоговой системы является весьма значимой проблемой социально-экономической политики государства.

Принципиально важно исследовать политэкономическое содержание налоговых отношений и их формы, их субъекты и объекты, глубинные источники налогов, макроэкономические последствия тех или иных изменений налоговой системы. Решение этих проблем для современного Казахстана в процессе совершенствования рыночных отношений является особенно необходимым. Актуальность названных задач носит как экономический характер (для скорейшего преодоления хозяйственных сложностей), так и социальный характер (для рационального перераспределения доходов различных групп населения и направления налогов целевым образом на его нужды). Кроме того, процесс налогообложения может воздействовать на политическую стабильность в стране.

Эффективное государственное управление является одним из наиболее важных факторов экономического роста, который должен быть связан с повышением уровня жизни, поскольку рост ВВП или создание дополнительной добавленной стоимости при выпуске большего количества продукции увеличивает доходы страны, прибыль предпринимателей и заработную плату работников.

Очевидно, что исходной базой формирования доходов различных уровней является рациональное распределение налогов и закрепление их конкретных видов за национальным государственным и местными бюджетами. Следовательно, налоговая система унитарного государства, какой является Казахстан, должна сочетать четкие и законодательно закрепленные механизмы полномочий по установлению, взиманию и перераспределению налогов между соответствующими уровнями власти и управления.

Ибо перед страной стоят грандиозные задачи по реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, обеспечения жильём, развития агропромышленного комплекса. Проведения структурных преобразований в экономике, модернизации инфраструктуры, перехода на инновационный путь развития экономики и социальной сферы. Понятно, что при решении этих масштабных и сложных задач вряд ли можно обойтись без определённых изменений в налоговой сфере. Такие изменения должны касаться совершенствования как отдельных налогов, так и налогового администрирования. При этом налоговая и бюджетная системы страны должны быть сбалансированы, а налоговая нагрузка по сравнению с имеющейся, как минимум, не должна повышаться.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.

С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Между тем налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное изменение налоговых отношений в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой системы с одновременным преобразованием прежнего механизма - системы управления налогами, представляет собой тоже систему, причем особую - экономическую.

Среди важнейших проблем, волнующих практически всех без исключения, была и остается налоговая политика государства. Со страниц газет, с экранов телевизоров и по радио мы слышим самые разнообразные, порой противоположные суждения о мерах, которые необходимо принять, чтобы уменьшить налоговую ставку, улучшить поступаемость платежей в бюджет и прекратить пути ухода от налогообложения. При этом все не забывают ратовать за усиление регулирующей функции налогов.

Возможности активного воздействия налоговой политики на экономическое развитие и социальные интересы требует её глубокого научного обоснования. Именно научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что её относительная самостоятельность не перерастёт в независимость от объективных экономических отношений. Опыт финансового строительства доказывает, что отрыв налоговой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в налоговых инструментах.

Изменения социально-экономического развития общества всегда предопределяет проведение налоговых реформ. Поэтому в налоговой политике государство учитывает происходящие изменения в экономике страны, социальной сфере и др. Основным принципом любой налоговой реформы должно быть построение стабильной налоговой системы. Однако на каждом этапе, с учётом достигнутого уровня развития общества, направления налоговой реформы могут меняться, что вытекает из конкретных решаемых задач.

Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система.

Вот почему введение нового Налогового кодекса является важным этапом дальнейшего развития казахстанского налогового законодательства, который укрепит концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.

2008 год для налогообложения Казахстана - очередной этап налоговой системы, несмотря на его некоторую противоречивость, и общее направление, реформирования налоговой системы должно быть выбрано правильно. При проведении налоговой политики очень важно базироваться на концептуальных положениях, обеспечивающих адекватное использование налогов в рыночной экономике. Новый этап налоговой системы должен предусматривать долговременный курс в налоговой политике, ибо частое изменение вопросов налогообложения оказывает негативное влияние на экономические интересы налогоплательщиков.

Необходима широкая дискуссия, обмен мнения и накопленным опытом. В ходе данного процесса предстоит и дальше совершенствовать механизм исчисления и сбора отдельных основных налогов.

Одной из основных задач, решение которой имело концептуальное значение при разработке нового Налогового кодекса, являлось дальнейшее совершенствование налогового администрирования.

При разработке Налогового кодекса важно было решить такие задачи, как максимальное включение в него основных положений действующих нормативных правовых актов и документов разъяснительного характера по налогообложению, а также упрощению налоговых процедур.

Основные нарекания со стороны бизнесменов к деятельности налоговых органов вызывали действующие формы налоговой отчётности, а вернее, их чрезмерная сложность и объёмность. С учётом предложений налогоплательщиков новым Налоговым кодексом определены основные принципы ведения налогового учёта, в том числе раздельного налогового учёта, и требования к налоговой учётной политике. В целях недопущения необоснованного увеличения и усложнения, а также оптимизации форм налоговой отчётности (ФНО) кодексом установлены требования к содержанию ФНО по основным видам налогов: по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам, социальному налогу и НДС.

При этом значительно сокращается налоговая отчётность за счёт исключения дополнительных форм к декларациям и расчётам.

Главной целью реформирования корпоративного подоходного налога является упрощение порядка исчисления и оптимизации налоговых льгот с одновременным снижением ставки налога.

Так, в сравнении с действовавшим Налоговым кодексом новый Налоговый кодекс устанавливает значительное снижение ставки корпоративного подоходного налога: с 1 января 2009 г. ставка КПН составит 20%; с 1 января 2010 г. - 17%; с 1 января 2011 г. - 15%.

Кроме того, с 1 января 2011 г. ставка корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, будет снижена до 10%.

В свою очередь, оптимизация льгот позволит расширить налогооблагаемую базу и обеспечит равные условия деятельности предприятий со схожим уровнем рентабельности.

Так, в новом Налоговом кодексе исключаются два особых налоговых режима: для нефтехимических производств и для производств с высокой добавленной стоимостью, в связи с неэффективностью данных режимов.

Основная проблема, решение которой преследовалось при написании нового Налогового кодекса, - создание механизма пресечения налоговых уклонений в международных сделках. Необходимо отметить, что новый Налоговый кодекс разрабатывался с учётом международного опыта, т.е. использовался опыт других развивающихся и развитых стран, которым удалось так или иначе решить те проблемы, которые у нас до настоящего времени не нашли. При этом, безусловно, новый Налоговый кодекс не был направлен на полное ужесточение налогообложения, напротив, были снижены ставки и даны освобождения от налогообложения в отношении различных видов доходов, потому что, как известно, основой процветания государства является стабильное и планомерное развитие бизнеса.

Важным этапом в развитии НДС в Республике Казахстан является переход на классическую схему НДС, который означает переход на возврат из бюджета всего (сложившегося после 1 января 2009 г.) превышения суммы НДС, относимого в зачёт, над суммой начисленного налога. С 1 января 2009г. отменена нулевая ставка по НДС при реализации товаров на территории специальных экономических зон, а также отменено освобождение от НДС оборотов по реализации на территориях экономических зон определённых товаров, работ, услуг.

Ранее контракты на недропользование заключались в период несовершенства законодательства, отсутствия правовой основы, регулирующей порядок установления баланса экономических интересов сторон. Это привело к тому, что контракты с относительно равным геологическим и экономическим потенциалом имеют разную налоговую нагрузку. Кроме того, имеются контракты, в которых установлены налоговые обязательства, но отсутствуют механизмы их исчисления, непрозрачны механизмы уплаты налога на сверхприбыль, ставки роялти устанавливались индивидуально в каждом контракте, что, соответственно, приводит к неравномерному распределению налоговой нагрузки на недропользователей.

В связи с этим введён налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взамен роялти. Введение НДПИ в отличие от роялти обеспечит равномерное и справедливое распределение налоговой нагрузки на недропользователей.

Действующая налоговая система должна осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития казахстанской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем государственным и местным налогам. Среди них ключевое значение получают подоходные налоги и налог на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования

61. Налогообложение доходов физических лиц.

Под походами, понимаются все виды доходов физического лица, полученные в результате осуществления какой-либо деятельности, за определенный период времени.

Установлены общие положения, согласно которым, физические лица обязаны уплачивать индивидуальный подоходный налог при наличии у них следующих видов доходов:

  • доходов, облагаемых у источника выплаты (доходы работника, доходы физического лица от налогового агента, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, доходы в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, стипендии, доходы по договорам накопительного страхования);
  • доходов, не облагаемых у источника выплаты (имущественный доход, доход индивидуального предпринимателя, доход частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов, прочие доходы).

Статья 158 Налогового кодекса устанавливает, что:

  • доходы в виде дивидендов, получаемые налогоплательщиком из источников в Республике Казахстан и за ее пределами, облагаются по ставке 5%;
  • все другие доходы налогоплательщика (в том числе подразумеваются и доходы полученные из источников за пределами РК) облагаются налогом по ставке 10%.

Таким образом, если доход физического лица выражается в получении им дивидендов от иностранной компании, располагающейся за пределами Республики Казахстан, то такой доход облагается по 5% ставке, все же остальные доходы физического лица облагаются по 10% ставке.

62. Органы налоговой службы РК: задачи и функции

На органы налоговой службы возлагается задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств.

К налоговым органам относятся налоговые территориальные подразделения уполномоченного органа по областям, городам Астане и Алматы, по районам, городам и районам в городах, а также межрайонные территориальные подразделения уполномоченного органа.

Функции налогового органа:

1) осуществляет международное сотрудничество по вопросам налогообложения;

2) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Кодексом;

3) осуществляет руководство налоговыми органами;

4) определяет полномочия ведомства, входящего в его состав;

5) осуществляет налоговый контроль в порядке, установленном настоящим Кодексом;

6) ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учет начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

7) осуществляет налоговый контроль за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств, полнотой исчисления и своевременностью уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также за своевременностью удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

8) осуществляет контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного в собственность государства, за полнотой и своевременностью его передачи соответствующему уполномоченному органу в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также за полнотой и своевременностью поступления в бюджет денег в случае его реализации

63. Подоходный налог,взимаемый у источника выплаты.

статья 160. доходы, облагаемые у источника выплаты:

К доходам, облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) доход работника;

2) доход физического лица от налогового агента;

3) пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда и добровольных накопительных пенсионных фондов;

4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

5) стипендии;

6) доход по договорам накопительного страхования.

статья 161. исчисление, удержание и уплата налога

1. исчисление индивидуального подоходного налога производится налоговым агентом по доходам, облагаемым у источника выплаты, при начислении дохода, подлежащего налогообложению.

2. Удержание индивидуального подоходного налога производится налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. налоговый агент осуществляет перечисление индивидуального подоходного налога по выплаченным доходам не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата дохода, по месту своего

нахождения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

По доходам работника структурных подразделений налогового агента перечисление индивидуального подоходного налога производится в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурных подразделений.

Юридическое лицо своим решением вправе признать налоговым агентом по индивидуальному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты, свое структурное подразделение по доходам, облагаемым у источника выплаты, которые

выплачены (подлежат выплате) таким структурным подразделением.

64. Налогообложение игорного бизнеса

Плательщиками налога являются:

- Индивид.предприниматели

- Юридические лица

Объектами обложения являются следу.виды услуг:

- Казино(игровой стол)

- Зал игровых автоматов(автомат с денежным выигрышем)

- Тотализатор(касса тотализатора)

-Букмекерские конторы(кассы букмекерской конторы)

Ставки налога:

На месяц: игровой стол – 830 мрп

Игровой автомат – 30 мрп

Касса тотализатора – 25 мрп

Касса букмекерской конторы – 75 мрп

Налоговым периодом является – календарный месяц

Если доход плательщиков налога на игорный бизнес превышает след.уровни они платят доп.платежи:

    1. Доход по казино за каждый стол – 135.000 мрп
    2. По залу игровых автоматов – 25.000мрп
    3. Касса тотализатора – 2500мрп
    4. Касса букмекерской конторы – 2000мрп

65. Экономическое значение и роль налогов в развитии экономики государства.

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Таким образом, посредством налогов государство решает экономи ческие, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов. Фискальная функция — основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйF ственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, админи стративноуправленческие расходы и платежи по государственному долгу. Социальная функция — осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.

. Значение налогов в экономической системе 19 ми реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши. Регулирующая функция — посредством налоговых механизмов вы полняетте или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру. Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

1) стимулиF рующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;

2) дести мулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенF ные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;

3) воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на воссто новление используемых ресурсов. Контрольная функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

66.Налогообложение доходов иностранных юридических и физических лиц.

В Налоговом кодексе Республики Казахстан в разделе 7 выделены все положения, касающиеся вопросов налогообложения доходов нерезидентов.
Нерезиденты производят уплату подоходного налога с доходов, возникающих из источников в Республике Казахстан, перечень которых включает как «пассивные» доходы (дивиденды, проценты, роялти, имущественный доход), так и «активные» доходы, получаемые в результате осуществления предпринимательской деятельности.
Юридические и физические лица, являющиеся нерезидентами, получают доходы из источников в Республике Казахстан путем осуществления предпринимательской деятельности в РК без образования постоянного учреждения либо через постоянное учреждение. При этом Налоговым кодексом установлен различный порядок налогообложения доходов.
Для определения порядка расчета с бюджетом юридического или физического лица, являющегося нерезидентом, в налоговых целях применяется термин “постоянное учреждение”. Наличие постоянного учреждения в РК не позволяет считать налогоплательщика резидентом. Но в этом случае по отношению к нерезиденту, имеющему на территории РК постоянное учреждение, применяется такой же порядок налогообложения доходов, получаемых из источников в РК, как и порядок, действующий для резидентов, за исключением отдельных особенностей.
В соответствии с Налоговым кодексом налоговое обязательство исполняется нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, самостоятельно, то есть указанные нерезиденты производят самостоятельное исчисление налогооблагаемого дохода и уплату налогов на основании составленной налоговой отчетности.
Налогооблагаемый доход нерезидента определяется как разница между доходами из источников в Республике Казахстан и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом.
В случае если юридическое лицо – нерезидент осуществляет деятельность в Республике Казахстан, аналогичную или подобную той, которая осуществляется через постоянное учреждение, доходы от такой деятельности относятся к доходам от деятельности через постоянное учреждение.
Кроме того, согласно статье 185 Налогового кодекса, в дополнение к корпоративному подоходному налогу юридическое лицо – нерезидент производит уплату налога на чистый доход от деятельности через постоянное учреждение по ставке 15%. При этом базой налогообложения является налогооблагаемый доход за минусом корпоративного подоходного налога (КПН), начисленного по этому доходу.
Для исполнения нерезидентом налоговых обязательств в Республике Казахстан требуется ведение бухгалтерского учета в соответствии с положениями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете.
Доходы юридического лица – нерезидента, не связанные с постоянным учреждением в РК, подлежат налогообложению у источника выплаты, суть которого состоит в исчислении, удержании и уплате КПН с доходов нерезидентов налоговым агентом. При этом исчисление КПН у источника выплаты производится с совокупной суммы дохода без осуществления вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 10 Налогового кодекса, налоговым агентом является индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, юридическое лицо, в том числе нерезидент, осуществляющий деятельность в РК через постоянное учреждение, филиал, представительство, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удержанных у источника выплаты.
Глава 30 Налогового кодекса предусматривает порядок налогообложения следующих видов доходов физических лиц – нерезидентов, полученных из источников в РК, определенных статьей 178 Налогового кодекса:
- доходы от оказания зависимых личных услуг (доходы от работы по найму);
- доходы от оказания независимых личных услуг;
- доходы от осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; – прочие доходы.
В зависимости от механизма уплаты индивидуального подоходного налога (ИПН) исчисление объекта налогообложения производится:
а) налоговыми агентами – по доходам, выплачиваемым физическим лицам – нерезидентам;
б) индивидуальными предпринимателями – по доходам, получаемым от осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в РК;
в) физическими лицами – нерезидентами – по доходам, получаемым от лиц, не являющихся налоговыми агентами, на постоянной (регулярной) основе (доходы от работы по найму, от индивидуальной предпринимательской деятельности);
г) физическими лицами – нерезидентами – по разовым доходам, получаемым от лиц, не являющихся налоговыми агентами.
Исчисление и уплата индивидуального подоходного налога у источника выплаты производится налоговыми агентами в соответствии со статьей 187 Налогового кодекса.
Индивидуальные предприниматели производят исчисление и уплату ИПН согласно статье 189 Налогового кодекса.
Исчисление и уплата ИПН с прочих разовых доходов производится физическими лицами – нерезидентами самостоятельно в соответствии со статьей 190 Налогового кодекса.
Статьей 191 Налогового кодекса предусмотрен порядок и сроки уплаты физическими лицами – нерезидентами ИПН и авансовых платежей.
Уплата ИПН производится физическим лицом – нерезидентом по месту пребывания в течение 10 рабочих дней со дня представления налоговой декларации за налоговый период (срок представления декларации установлен статьей 192 Налогового кодекса).
Помимо общей суммы ИПН, исчисленного по итогам за налоговый период, следующие физические лица – нерезиденты производят исчисление и уплату авансовых платежей в течение налогового периода:
1) физические лица – нерезиденты, получающие доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности в РК через постоянное учреждение, за исключением лиц, применяющих специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом;
2) физические лица – нерезиденты, получающие доходы от деятельности в РК по индивидуальным трудовым договорам (контрактам) за пределами РК от лиц, не являющихся налоговыми агентами;
3) физические лица – нерезиденты, получающие надбавки, выплачиваемые в связи с проживанием в РК, не подлежащие налогообложению у источника выплаты;
4) физические лица – нерезиденты, получающие доходы в форме компенсации расходов, понесенных работодателем или нанимателем на материальные, социальные блага или иные материальные выгоды физическим лицам – нерезидентам, работающим в РК, в том числе расходы на питание, проживание, обучение детей в учебных заведениях, расходы, связанные с отдыхом, включая поездки членов их семей в отпуск, не подлежащие налогообложению у источника выплаты. Также Налоговый кодекс предусматривает упрощенный порядок освобождения (без осуществления дополнительных административных процедур, за исключением представления нерезидентами налоговым агентам документов, подтверждающих их резидентство) от налогообложения или частичного налогообложения в соответствии с налоговой конвенцией следующих доходов: дивидендов, процентов, роялти, транспортных услуг в международных перевозках, чистого дохода от деятельности через постоянное учреждение, доходов от работ (услуг), выполненных за пределами РК, доходов, полученных от оказания услуг (выполнения работ) на территории РК в рамках краткосрочных контрактов, заключенных на срок, не превышающий 45 календарных дней, и не связанных с иными контрактами (проектами), по которым работы (услуги) выполняются на территории РК, доходов от оказания услуг (выполнения работ), непосредственно связанных с приведением основных средств в рабочее состояние, для их использования по назначению (включая пусконаладочные, монтажные работы), за исключением ремонтных работ, если такие услуги (работы) выполняются в рамках внешнеторгового контракта на поставку основных средств и в пределах срока, не приводящего к образованию постоянного учреждения, а также прочих доходов, полученных из источников в РК и подлежащих освобождению от налогообложения в РК согласно положениям налоговых конвенций, доходов физических лиц – нерезидентов из источников в РК.

67Налоговое регулирование: цель, задачи и инструменты.

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики.

В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на достижение целей достаточно конкретного этапа развития экономики. Она обеспечивает достижение этих целей путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

– экономические — повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций;

– фискальные — обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

– социальные — обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства;

– международные — выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Именно налоговый механизм признан в настоящее время во всех странах основным регулятором экономики. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов. [5, c.58]

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Благодаря льготам налоговый механизм обретает гибкость, обеспечивая дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам. Установление льгот позволяет государству регулировать народнохозяйственные пропорции, стимулировать развитие нужных экономике производств, регулировать интенсивность накопления капитала, поощрять научно-технический прогресс, деловую активность предпринимателей и т.д. Однако, предоставляя льготы налогоплательщикам, государство может не добирать запланированные поступления в бюджет, а в некоторых случаях льготный режим позволяет неоправданно уклоняться юридическим и физическим лицам от уплаты налогов.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов.

68Льготы по социальному налогу.

Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы исчисляют социальныйналог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и однократном размере месячного расчетного показателя за каждого работника.

Специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиям пункта 3 статьи 135 настоящего Кодекса, исчисляют социальный налог по ставке 4,5 процента.

Кроме того, для крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц-сельхозтоваропроизводителей, применяющих общеустановленный режим налогообложения, предлагается снизить ставку социального налога до 6,5% с предоставлением права уменьшения налогооблагаемого дохода на дополнительные расходы в размере фонда оплаты труда..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: