Творческое В - психический процесс, нацеленный на создание нового, еще не существовавшего предмета. Популярным механизмом творческого В является процесс привнесения в новый объект некоторого свойства предметов из другой области. Разновидность творческого В — Фантазия(несоответств. реальности) Творческое преобразование действительности в В подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы В состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов В. Функции воображения - представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи; - регулирование эмоциональных состояний; - произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; - формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами; - планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.В и когнитивные процессы В явл познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта. В неразрывно связано с мышлением В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью В, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе В, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое В работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, В позволяет принимать решения даже при неполноте знания. В своей деятельности В использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы)
|
|
31. Интеллект, структура интеллекта.
Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.
|
|
Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его
целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Структура интеллекта по Х. Айзенку —модель интеллекта; выделяются такие элементы, как
ü скорость интеллектуальных операций,
ü настойчивость и
ü склонность к проверке ошибок,
на основе выраженности которых определяется уровень IQ
Структура интеллекта по Р. Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта:
текучий (fluid), который существенно зависит от наследственности — и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и
кристаллизованный (cristallized), в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы — операции, которые соответствуют специальным факторам Спирмена
Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:
- Вербальный интеллект -, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;
- Способность решать проблемы;
- Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.
Структура интеллекта по Э.П. Торренсу — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как
вербальное понимание,
пространственные представления,
индуктивные рассуждения,
счетная способность,
память,
перцептивная быстрота,
речевая беглость.
31 Экспериментально-психологические теории интеллекта ориентированы на выявление механизмов интеллектуальной активности.
Выделяют несколько основных подходов:
1. Феноменологический подход (интеллект как особая форма содержания
сознания).
2. Генетический подход (интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром).
3. Социокультурный подход (интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом).
4. Процессуально-деятельностный подход (интеллект как особая форма
человеческой деятельности).
5. Образовательный подход (интеллект как продукт целенаправленного
обучения).
6. Информационный подход (интеллект как совокупность элементарных
процессов переработки информации).
7. Функционально-уровневый подход (интеллект как система разноуровневых познавательных процессов).
8. Регуляционный подход (интеллект как фактор саморегуляции психической активности человека).
9. Онтологический подход (интеллект как форма организации индивидуального ментального опыта).