Метапознание и творческое воображение

Творческое В - психический процесс, нацеленный на создание нового, еще не существовавшего предмета. Популярным механизмом творческого В является процесс привнесения в новый объект некоторого свойства предметов из другой области. Разновидность творческого В — Фантазия(несоответств. реальности) Творческое преобразование действительности в В подчиняется своим законам и осуществляется определенными спо­собами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы В состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные ча­сти (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. но­сят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опи­рается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов В. Функции воображения - представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи; - регулирование эмоциональных состояний; - произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; - формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами; - планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.В и когнитивные процессы В явл познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта. В неразрывно связано с мышлением В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью В, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе В, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое В работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, В позволяет принимать решения даже при неполноте знания. В своей деятельности В использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы)

31. Интеллект, структура интеллекта.

Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его

целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Структура интеллекта по Х. Айзенку —модель интеллекта; выделяются такие элементы, как

ü скорость интеллектуальных операций,

ü настойчивость и

ü склонность к проверке ошибок,

на основе выраженности которых определяется уровень IQ

Структура интеллекта по Р. Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта:

текучий (fluid), который существенно зависит от наследственности — и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и

кристаллизованный (cristallized), в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы — операции, которые соответствуют специальным факторам Спирмена

Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:

- Вербальный интеллект -, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;

- Способность решать проблемы;

- Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

Структура интеллекта по Э.П. Торренсу — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как

вербальное понимание,

пространственные представления,

индуктивные рассуждения,

счетная способность,

память,

перцептивная быстрота,

речевая беглость.

31 Экспериментально-психологические теории интеллекта ориентированы на выявление механизмов интеллектуальной активности.

Выделяют несколько основных подходов:

1. Феноменологический подход (интеллект как особая форма содержания
сознания).

2. Генетический подход (интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром).

3. Социокультурный подход (интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом).

4. Процессуально-деятельностный подход (интеллект как особая форма
человеческой деятельности).

5. Образовательный подход (интеллект как продукт целенаправленного
обучения).

6. Информационный подход (интеллект как совокупность элементарных
процессов переработки информации).

7. Функционально-уровневый подход (интеллект как система разноуровневых познавательных процессов).

8. Регуляционный подход (интеллект как фактор саморегуляции психической активности человека).

9. Онтологический подход (интеллект как форма организации индивидуального ментального опыта).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: