Восприятие пространства, времени и движения

Восприятие пространства

Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том, является "ли восприятие врожденным (как это считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали представители другого направления - эмпиризма). Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами.

Восприятие пространства не ограничивается, однако, восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположений предметов по отношению друг к другу.

Восприятии времени мы различаем:

а) восприятие временной длительности;

б) восприятие временной последовательности.

Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные с различными группами больных. Полученный патологический материал показал связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, таким образом подтвердив положение об эмоциональной детерминированности оценок времени.

Восприятие движения

Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза, влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом.

Основные характеристики внимания (виды, свойства и критерии)

В — направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Виды: По степени применения волевого усилия различают 3 вида внимания:

1) НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ –

2) ПРОИЗВОЛЬНОЕ – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Синонимы: активное, волевое. Произвольное внимание возникает, когда человек сосредоточивается не на том, что ему интересно, а на том, что он должен делать. Произвольное внимание – высшая, специфически человеческая форма внимания.

СВОЙСТВА В.:

Критерии В — необходимые характеристики, признаки, позволяющие установить, участвует ли внимание в данном конкретном познавательном акте либо практическом действии или не участвует. Ю. Б. Гиппенрейтер, предложила делать выводы об участии В на основе его проявлений в сознании, в поведении, в продуктивной деятельности.

Три группы критериев В:

I. Феноменальные кр - «субъективные»

II. Поведенческие кр - внешне-двигательные, указывают на их связь с положением тела и тонусом мышц.

III. Продуктивные кр - связаны с успешностью деятельности, которую осуществляет человек. Здесь можно выделить три критерия наличия В в зависимости от характера этой деятельности. - Познавательный критерий: человек лучше воспринимает и понимает то, на что было обращено его В, в сравнении с тем, на что оно не было обращено.

Мнемический кр: то, на что было обращено В, остается в памяти.

Исполнительный кр: если человек лучше осуществляет действие и допускает меньше ошибок в его выполнении, то, по всей видимости, он внимателен к тому, что делает.

ТЕОРИИ внимания: Моторная теория В Н.Н. Ланге Связь В и движения представлял как причинно-следственную, где движения не просто включены в акт В, но обусловливают его, делают В возможным.

Учение о доминанте А.А. Ухтомского - ввел понятие доминанты, ставшее весьма немаловажным для психологии внимания. Доминанта предстает как «фокус возбуждения» в нервной системе, который подчиняет себе работу всех прочих нервных центров и определяет направленность поведения человека или животного в данный момент времени. поскольку направленность - одно из фундаментальных свойств внимания, связь доминанты и внимания очевидна. За переключением внимания А.А. Ухтомский усматривал смену доминант.

Теория Т. Рибо – В всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную завис имость между эмоциями и произвольным считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом В эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. Состояние В всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. ТО, теорию Рибо можно назвать психофизиологической.

Теория установки Д.Н. Узнадзе - связывает В с понятием установки. Установка напрямую связана с В. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием В, у чел могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.С понятием установки связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа - Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — "объективация").

Концепция П.Я. Гальперина - В является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. По своей функции В представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

Становление высших форм внимания рассматривается в двух направлениях:

1 - может быть представлено как воспитание В, основанное на воспитании волевых качеств личности. Данная линия исследований представлена работами Т. Рибо и Н.Ф. Добрынина.

2 - развитие В может выступить как его формирование - построение умственного действия с требуемыми характеристиками (П.Я. Гальперин) или развитие высшей психической функции (Л.С. Выготский).

Память, ее виды и их характеристика.

Способность человека запоминать

в психологии называют мнемической деятельностью. Первую развёрнутую концепцию П. дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании": собственно П. свойственна и человеку и животному, воспоминание же — только человеку. В новое время проблема П. получила особое развитие в философии английского эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк) в связи с обсуждением проблемы опыта и критикой учения о врождённых идеях. П., по Локку, есть как бы "кладовая" идей; " это откладывание наших идей в памяти означает только то, что во многих случаях ум обладает способностью восстанавливать восприятия, однажды бывшие в ней, с присоединением к ним добавочного восприятия, что она их раньше имела". В рамках ассоцианизма немецким психологом Г. Эббингаузом было выполнено первое экспериментальное исследование П. (1885).

Линию ассоцианизма продолжил американский бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон), который, поставив изучение П. в контекст общей проблемы научения,отождествил, в конечном итоге, П. с приобретением навыков. Советская психология, опираясь на методологию диалектического и исторического материализма, уделила особое внимание проблемамразвития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведённое А. Н. Леонтьевым (1930) экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими моментами в формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в организацию запоминания искусств, "стимулов-средств" (знаков), совершенствование средств запоминания и их последующая интериоризация.

В последующих работах советских психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов) изучение П. человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности.В соответствии с традиционным членением П. различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, внутри последнего — узнавание, воспоминание и собственное припоминание (П. П. Блонский). П — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):

1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.

2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.

3) Память – условие единства личного сознания или тождества личности.

Основная функция П состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации. В соответствии с функциями П различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из П ранее усвоенных ЗУН.

Теории памяти в психологии - нет единой точки зрения относительно механизмов памяти. Психологические теории. В качестве центральных рассматриваются категории объекта (запоминаемый материал) и субъекта (активность сознания). 1- ая группа – АССОЦИАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Центральное понятие – АССОЦИАЦИЯ – выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Ассоциация возникает в том случае, если психические образования возникли в сознании одновременно. Между ними образуется ассоциативная связь и появление какого-либо элемента этой связи вызывает в сознании представление всех её элементов.

Различают ассоциации:

1) По смежности – элементарный вид связи без существенной переработки информации (напр. припоминание иностранных слов, алфавита, таблицы умножения).

2) По сходству, т.е. воспринимая одну ситуацию, человек вспоминает сходную ситуацию.

ТЕОРИЯ ЗАПОМИНАНИЯ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ

По Павлову - условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закреплённым содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания. ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ утверждает, что прохождение любого нервного импульса через определённую группу нейронов оставляет после себя физический след.

ГЕНЕТИЧЕСКОЙ, НАСЛЕДСТВЕННОЙ П. Рибонуклеиновая кислота (РНК) является основой ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ П.

Понятие о мышлении. Мышление и речь

Изучение М - один из традиционных разделов общей психологии, поэтому понимание предмета психологии М завис от понимания предмета психологической науки в целом. С.Л. Рубинштейн – Мышление неразрывно связано с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которое является наследственным. Остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием). Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи.

Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.

Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.

Речь – процесс общения людей посредством языка.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и Деятельности.

Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Мышление проходит 2 стадии:

1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.

Эгоцентризм обусловлен:

· нечувствительностью к противоречиям;

· синкретизм (стремление связывать все со всем);

· переход от частного к частному минуя общее;

· отсутствие представлений о сохранении вещества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: