Вопрос 1. Сущность государств: понятие и особенности

Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) государственный суверенитет;3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством; 4) взимание налогов.

Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается, исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

государствоособая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения в обществе с помощью норм права. С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Вопрос 2. Понятие, признаки и классификация государственных органов.

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством. Для государственного органа характерны следующие признаки: 1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах; 2) государственный орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения; 3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством; 4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации. Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Вопрос 3. Юридическое содержание правоотношения.

Правоотношение — это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают взаимные права и обязанности. Правовые отношения — это возникающие на основе норм права волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности. Юридическое содержание правоотношения – это субъективные юридические права (мера дозволенного поведения) и обязанности (мера должного поведения). В субъективном праве всегда заключен какой-либо интерес управомоченного: материальный, духовный, семейный, политический или иной. Именно в этом состоит для управомоченного ценность субъективного права. Дозволенное поведение хотя и зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания, но имеет рамки. Поэтому для его характеристики и употребляем слово «мера». Гражданин получает заработную плату в строго установленном размере, он может одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке, может получить бесплатное высшее образование только один раз и др.

Юридическая обязанность логически соответствует субъективному праву, на него направлена и осуществляется в интересах управомоченного (индивида, организации, государства в целом). Получается, что в правоотношении именно управомоченный является центральной фигурой. Без соответствующей обязанности субъективное право превратилось бы в фикцию. Обязанность определяется как должное поведение потому, что от выполнения ее нельзя отказаться, тогда как субъективным правом можно и не воспользоваться. Если гражданин, например, вступил в брак, то он не может настаивать, чтобы супруг выбрал его фамилию, поскольку обязан не препятствовать этому выбору. Поступив на работу, работник не может решать, выполнять ли ему конкретную работу или нет, поскольку это теперь является его обязанностью. Юридическая обязанность, как и субъективное право, также ограничена определенными рамками. Требовать исполнения обязанности сверх установленной меры — произвол, беззаконие. Работник обязан выполнять работу, но не любую, а обусловленную при поступлении на работу. За нарушение юридических обязанностей наступает юридическая ответственность

Юридическое содержание правоотношения - его состав, включающий взаимные субъективные права и обязанности сторон правоотношения по поводу различных социальных объектов. Содержание правоотношений: Субъективное право,юридическая обязанность.

Субъективное право -это закрепленные в законе вид и мера возможного, дозволенного поведения субъекта. Субъективное, означает что данное право принадлежит конкретному лицу, в отличии от объективного права, которое никому конкретно не принадлежит. Носитель субъективного права именуется управомочным лицом. Структура субъективного права: 1.возможность собственного активного поведения (право поведения) 2.возможность потребовать об обязанного лица выполнения его обязанности (право требования) 3.возможность обратится за защитой своего нарушенного права к соответствующим гос.органам (право притязание) 4.возможность пользоваться определенным социальным благом. (право пользования)

Юридическая обязанность - это закрепленные в законодательстве вид и мера должного поведения субъекта. Носитель юр.обязанности именуется обязанным лицом. Обязанное лицо не может отказаться от исполнения своей обязанности без согласия на то управомоченного лица. Структура юридической обязанности: 1.необходимость совершить определенные активные действия либо воздержаться от совершения определенных действий. 2.необходимость отреагировать на законные требования управомоченного лица. 3.необходимость претерпеть неблагоприятные последствия за неисполнение или ненадлежащиее исполнение своей обязанности. Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей лица называется правовым статусом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: