Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий - ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.
В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы.
Литургический театр.
Литургических драм было три: Пещное действо (на Рождество), шествие на осляти и умовение ног (оба на Пасху). Пещное действо было связано с ветхим заветом. А шествие на осляти и умовение ног с Рождеством
Пещное действо было сложным. Там была декорация- печь, в которую Навуходоносор ввергал трех отроков, поклоняющихся христианству. Из купола церкви спускался Ангел и покрывал печь своими крылами. Это было сложно, но эффектно и публике нравилось.
|
|
Шествие на осляти было связано с шествием Иисуса Христа в Иерусалим и игралось в первое воскресение Пасхи(вербное воскресение) 41.15-описание обряда!
Умовение ног игралась в чистый четверг 43.15
Вертеп- прообраз кукольного театра выставлялся перед церковью противопоставлялся скоморохам. Но люди часто выбирали представления скоморохов, потому что они были боле разнообразны и церковь оставалась пустой. Поэтому они воевали. И в 17 веке скоморохов удалось уничтожить.
Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие - в 15 веке вместе с вновь принятым торжественным уставом "великой церкви" ("Шествие на осляти", "Умовение ног").