Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра

В Россию литургическая драма пришла из Византии в 16 в.

Во время рождественских праздников в церкви совершалось так называемое "Пещное действо". Оно представляло собой инсценировку библейской легенды о том как трое отроков отказались поклониться идолам. За эта ассирийский царь Навуходоносор вверг их в огненную печь, но ангел, посланный богом, спас их.

"Пещное действо" было довольно популярно в России но уже в следующем столетии церковь от него отказалась, так как исполнители часто прибегали к шуткам вносившим светский элемент в церковную обрядность

Другие литургические драмы были связаны с пасхальными праздниками. Одна из них, так называемое "Умовение ног", пришла к нам очень рано и удерживалась очень долго. В основе этой инсценировки лежал евангельский рассказ о том, как во время тайной вечери Иисус омыл ноги своих учеников. Роли исполняли: Христа — архиерей, а учеников — священники.

Явно политический смысл имела пришедшая с пpaвославного Востока инсценировка другого евангельского рассказа, носившая названия "Действо цветоносия" или "Хождение на осляти". По ходу инсценировки патриарх; изображая Христа, усаживался на осла, которого царь брал под уздцы и вел к церкви Василия Блаженного В других городах патриарха заменял митрополит, a царя — боярин.

Обряд "Хождение на осляти" оказался столь же недолговечным, как и "Пещное действо", но по другой причине: этим обрядом церковь подчеркивала свои претензии на светскую власть; когда же патриарх Никон, олицетворявший эти претензии, потерпел поражение, его преемнику патриарху Иоакиму пришлось созвать в 1678 г. собор который объявил обряд лишенным догматического основания. С этого времени он сохранялся только в Москве а после того как Петр I упразднил патриаршество, с обрядом было вовсе покончено.

Любопытно отметить, что, руководствуясь политическими соображениями, Петр сохранил при этом другой обряд — "умовение ног", "тем самым как бы предписывая смирение главе церкви, а следовательно и духовенству вообще".

В 17 веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

В 17 веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в 17 веке - придворный и школьный театр.

Почти одновременно с церковным театром, пришедшим к нам с Востока, с Запада к нам начал проникать школьный театр. Появление его на Западе было вызвано пробудившимся в эпоху Возрождения интересом к античной литературе. Для лучшего усвоения латинского языка и католических школах того времени сочинялись преподавателями и ставились силами учащихся школьные драмы. Помимо учебных целей, католики и протестанты пользовались школьным театром для полемической борьбы друг с другом.

17 век стал роковым для скоморохов. К власти пришла церковь. Это рождение новой династии. Перед этим было смутное время, почти век. В 1613 году началась династия Романовых. Первым стал шестнадцатилетний - Михаил Федорович. Управлял фактически его отец Филарет, который поднялся до патриарха. Практически государство подчинялось церкви. Когда Алексей Михайлович (внук Филарета) большой любитель развлечений и скоморохов взошел на трон, ему пришлось подписывать некоторые указы о запрещении скоморохов (48, 55 год)(3.30- подробней). Конечно скоморохи, особенно глумотворцы, сошли на нет. Остальные же, кто-то ушел в цирк, кто-то в кукольный театр (артисты Ефимовы)

Артамон Матвеев – друг царя Алексея Михайловича. Царь рано потерявший жену и живший бобылем ходил в его дом. Там часто устраивали представления. Это были любительские спектакли, похожие на школьный театр (возникший в семинарии), с которым царь познакомился в г. Полоцке, во время войны с Польшей. Там некий монах по имени Симеон показал ему представление своих учеников.

Алексей Михайлович мечтал о своем театре и просил своих послов привести кого-то, чтоб научил русских комедию ломать. Иностранцы отказывались по трем причинам: морозы сильные, медведи по улицам ходят (до 18 века пока Елизавета Петровна не приказала убрать медведей из городов, это было частое зрелище. Медведи участники – ярмарок, площадных представлений и вечерами их прогуливали по городу). Третья причина- крепостное право. Боялись, что уехать не смогут.

Артамон Матвеев обратил внимание царя на немецкую слободу (17.04). Это слобода где жили все иностранцы, которые приезжали в Москву. Иоган Готфрид Грегори(пастор Грегори)- швед, попавший в плен во время шведской войны. Он был учителем. Но потом стал пастором. Кирха –церковное здание. Царь попросил его стать руководителем придворного театра и для первого спектакля он выбрал текст из ветхого завета – книга Эсфирь.

Наталья Нарышкина по совету Матвеева стала второй женой Алексея Михайловича. Именно она ему родила Петра в1672 году. Этот год совпал с годом первой постановки придворного театра. Спектакль был показан осенью в день именин Натальи Нарышкиной в селе Преображенском. А еще сюжет Эсфири и нечто произошедшее при дворе Алексея Михайловича совпало.

(21.25 – подробно про сюжет Эсфири ) Артистами были мальчики 15-16 лет. Специального здания не было. Просто под театр оббивали комнату штофными обоями и выстраивали подмостки. Вместо стульев был расстелен большой ковер и кресло для Алексея Михайловича и рядом с ним стоял толмач(он переводил с немецкого текст). А бояре стояли вдоль стен и по бокам сцены. Сзади зала была сделана клеть для царицы и царских дочерей. Видеть их лица в 17 веке было нельзя.

Театр в 17, 18 веках был малоподвижный в плане мизансцен. Почти статичный. Действие происходило за сценой. А вестник приходил и рассказывал обо всем.

Бояре не понимали немецкого и им было скучно и тяжело это смотреть. Спектакль длился без перерыва 10 часов. А царю нравилось и он даже не прервался на обед.

Последствия: Царь приказал отобрать 25 русских мальчиков для обучения актерскому ремеслу у Грегори. Никто не хотел этим заниматься и их заставляли насильно.

Следующий спектакль «Юдифь» был сыгран уже этими русскими мальчиками.(31.50- о сюжете) Гибнер сменил Грегори после его смерти, а потом Чижинский. И со временем спектакли приобрели светский характер. Сюжеты стали брать не из библии. А из античного мира. Был поставлен даже один балет (примитивное хождение под музыку) поставил его строитель крепостей фортификатор Лин

Бахрушин- собиратель театральных реликвий начал свою коллекцию с балетных туфелек. Которые ему дарили балерины(35.40- про развитие балетного искусства)

Алексей Михайлович был религиозным и знал что театр это грех и после театра он мылся в бане, молился. Накладывал на себя ипетимью и спектакли поэтому проходили 2 раза в год на именины Алексея Михайловича и именины Натальи Нарышкиной. Этот театр умер вместе с Алексеем Михайловичем. И все актеры радостно вернулись домой.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков". Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Кроме придворного, в России в 17 веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Школьный театр, это постепенно усложняющееся действо, начиналось оно с того, что люди просто перед группой учеников читали большие куски церковных текстов, которые нужно было заучить. Потом появился некий реквизит. Его выносили, когда про это читалось. В конце концов появились подмостки и тексты стали разыгрывать. Тексты были религиозные и нравоучительные. И действующими лицами часто были понятия (милосердие, любовь, подлость, нравственность…). И самыми продвинутыми были спектакли, в которых действовали ангелы и черти, потому что люди их воспринимали, как себе подобных. До нас дошла пьеса Дмитрия Ростовского «Покаяние грешного человека». Ее поставил Борис Покровский в Новой опере под название «Ростовское действо».

(08.19)- подробней про пьесу. Эту пьесу играл и Ф.Волков в своей ярославской труппе.

Царь Алексей Михайлович пригласил в 60десятые годы 17 века в Москву Симеона Полоцкого для обучения своих детей. Но главное для нас, что он первый русский драматург. До него текст и актер были единым целым, после него произошло разделение- актера и драматургии. Полоцкий написал 2 пьесы - Пещное действо и Блудный сын (оба из ветхого завета). Блудный сын содержит в себе основу будущего русского театра. Эта притча была использована автором, как современный текст. Событие подобное библейскому произошло при дворе Алексея Михайловича (Воин - сын боярина Ардына Нащекина был послан отцом в Париж и не захотел возвращаться. Царь посоветовал не посылать ему денег, и когда отец так сделал, сын вернулся)

Весь 18век, а потом и 19 будет иметь в русском театре много аллюзий(созвучие с другим временем), то есть переброски сюжетов с одного на другое время. Русский театр единственный. Кто так широко этим пользовался. И родоначальником этого стал Симеон Полоцкий.

Писались школьные драмы преимущественно на религиозные темы и носили следы средневековой схоластики. Характеризуя дошедшие до нас школьные "действа", историк театра П. О. Морозов определял их как "безжизненные схемы и бессодержательные формальные опыты, проникнутые сухим, отвлеченным дидактизмом и не имеющие никакой связи с окружавшею школу живою действительностью"

Но вместе с тем в школьную драму включались также интермедии (или, как их еще называют,— интерлюдии), не имевшие ничего общего с основным текстом драмы. Это были небольшие житейско-бытовые сцены, совершенно не связанные с сюжетом пьесы. В отличие от основного текста интермедии писались на разговорном языке.

Когда в конце 16 в. у нас встал вопрос о насаждении школ как в образовательных целях, так и для борьбы с прозелитизмом католической церкви, образцами для них послужили католические же школы с их программами и методами преподавания. Не забыт был при этом и школьный театр.

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

Но с этого момента интерес к театру на Руси не утихает. Давались любительские спектакли в селе Преображенском у дочери царя Натальи Алексеевны и в селе Измайловском у вдовы его сына Иоанна. Спектакли эти игрались царскими детьми в основном для себя. Видел их и Петр 1. Но создание театра при нем было связано со всей его западной политикой, с желанием повернуть Россию на западный путь развития. Для него театр это рычаг, который позволял образовать Россию. Петр строит в 1702 году в Москве на красной площади первое театральное здание (сейчас там стоит исторический музей). Он был построен по западноевропейским образцам на 400 мест с балконом и бельэтажем. Декорация, костюмы и бутафория были готовы раньше, чем что-то поставили. Это говорит о том, что в 18 веке декорация и костюмы носит вневременной характер. И все подходило для любой пьесы и не соответствовало ни одной из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: