Тридцать первого января 1901 года состоялась премьера «Трех сестер». Из всех постановок своих пьес в Художественном театре только, «Три сестры» Чехов принял безоговорочно

На сцене была уездная, обывательская Россия, где не живут, а задыхаются, не работают, а тянут лямку. Театр старался приблизить своих героев к более массовой среде, демократизировать их общест­венное положение.

Исполнение роли полковника Вершинина К. С. Станиславским стало событием в театральной жизни. Высокий, статный, с белоснеж-ной седой годовой, с безупречной военной выправкой, полковник Вершинин, как и доктор Астров, был человеком необыкновенно высокой духовной организации, идеально прекрасным, возвышенным. Лейтмотивом роли для Станиславского стал монолог о будущем, о том, что, человек должен «ждать, мечтать, готовиться» к «жизни невообрази-мо прекрасной, изумительной", - иначе жить невозможно. Книппер-Чехова, игравшая Машу, писала: «У Вершинина - Станиславского звучали все эти тирады о счастливой жизни... не просто привычкой к философствованию, а чувствовалось, что это исходило из его сущности, давало смысл его жизни, давало возможность идти поверх серых будней и всех невзгод, которые он так покорно и терпеливо переносил».

Для самой Книппер-Чеховой образ Маши, созданный с предельной психологической глубиной и правдой, стал лучшим в чеховском репертуаре.

Символ мещанства, натуру тупую, бездуховную, воплотила в роли Наташи М. П. Лилина.

Самую долгую жизнь из всех чеховских спектаклей имел «Вишневый сад», премьера которого состоялась 17 января 1904 года. Тема этого спектакля — неудержимый ход истории вперед, к новому, и грустное прощание с неизбежно гибнущим, но в чем-то дорогим прошлым.

История постановки этой последней пьесы Чехова складывалась не просто. Станиславский воспринял «Вишневый сад» как тяжелую драму русской жизни. Чехов же был искренне убежден, что написал веселую комедию, почти водевиль. Поэтому он категорически не принял спектакля МХТ.

Главное противоречие спектакля и пьесы было заключено в решении образов Раневской и, особенно, Гаева. С точки зрения Чехова, этолюди никчемные, хотя и милые; они прежде всего нелепы и смешны. Станиславский же, оттенив очаровательное чудачество «большого ребенка сыграл Гаева духовно богатой, глубокой и тонкой натурой, лучше всех понимающей существо собственной траагедии — неизлечимую_неприспособленность к жизни, ненужность существования. Силою своего гениального дарования Станиславский сместил значение образа Гаева — сделал его ведущим, приблизил к своему тревожному времени. Трагизм, острота переживаний, неудовлетворенность своей судьбой придавали образу Гаева, человека уходящего поколения, особенно современное звучание. Последняя чеховская постановка МХТ — «Иванов» — состоялась уже после смерти писателя, в память о нем, 19 октября 1904 года. Роль Иванова, определившую идейное звучание спектакля, играл В. И. Качалов. Его Иванов, обыкновенный человек 80-х годов, искренне стремился к осуществлению высоких идеалов, но окружающая жизнь жестокими ударами возвращала его к реальности и напоминала о невозможности что-либо изменить.

1 период оканчивается в 1905 году большим потрясением. Постановка пьесы Горького «Дети солнца»(постановка Немировича) назначена к выпуску на октябрь. Но революция 1905 года набирает силы и очень распоясывается черная сотня. Они подбрасывают записку в театр, чтоб он не работал с Горьким. На Горького нападают. И на премьере все зрители были готовы к обороне. Приходили с оружием. До финала ничего не происходит. А в финале профессор Протасов, которого обвиняют в распространении холеры в городе, вбегает в свой двор, преследуемый мастеровыми, среди них и Егор. Он изготавливал спиртовки и наверное донес на доктора. И когда на сцену вваливается толпа, в зрительном зале начинается паника, потому что вся эта толпа одета в черные рубашки. Это был замысел Немировича и его ошибка. Зрители побежали за оружием, наиболее смелые кинулись на сцену защищать упавшего Качалова, которого ударили доской по голове. А Елена (Книпер) вышла из дома и выстрелила... сумятица была страшная… в конце концов вышел Немирович и объяснил, что это замысел, но установить порядок было невозможно, часть народа возвращалось из гардероба, не понимая что происходит. А часть зрителей убежавших из театра были убеждены, что черносотенцы захватили театр и на следующий день газеты пестрили заголовками – вчера черносотенцы громили худ.театр. разубедить народ было невозможно.

На этом горьковская эпопея с худ.театром закончилась. У них уже были трещинки в отношениях, потому что театр не взял ни «Варваров», ни «Дачников»в свой репертуар. «Враги» вообще попала под цензурный запрет. Потом он и вовсе бежит за границу, чтоб не арестовали и связь у них прерывается. А в 12 году он проявится не очень хорошо. Об этом позже…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: