Студия на Поварской

Этот сезон 1905-6 гг стал рубежом в жизни худ.т. во первых его признала Европа.Но главное, что Станиславский на провале Метерлинка и Власти тьмы понял. Что нужно искать новые формы и что Мейерхольд был прав. Он уже получил имя в провинции. И Станиславский захотел с ним объединиться. И весной открылась лаборатория «Студия на Поварской». Только у Мейерхольда есть записи о работе этой студии. (советские учебники посвятили ей только 3 строчки: Студия была открыта в мае 1905 года. В октябре она была закрыта и театру ничего не дала.)Это наглая ложь! Даже эти пол года дали возможность Мейерхольду найти множество прекрасных приемов с помощью которых он работал над символической пьесой «Смерть Тентажиля»(Метерлинк) и «Шлюк и Яу»(Гауптман). Он ставил их приемом стилизации. Студия на П.- был счастливый момент в жизни Мейерхольда. Он мог спокойно работать.

Купить двухтомник «неизвестный Вахтангов»

В этой студии Мейерхольд соединился с художниками-станковистами (Сапунов и Судейкин («Смерть Тентажиля»), Ульянов(«Шлюк и Яу»), Денисов), которые не работали в театре и с макетами работать отказались

«Смерть Тентажиля» 5 актов, но очень короткая. Она не должна вызывать впечатления огрызка. Художники сделали эскизы на холсте, и он понял, что глубина сцены в символическом спектакле должна быть уничтожена. Он вывел актера на авансцену, чтобы ни один нюанс переживания актера не потерялся в пыли кулис.

3 акта герои идут к замку. Как это сделать? Художники делают на 1 плане пригорок, сзади белое полотно перекрывает всю глубину сцены и мизансценой становится малейшее движение актера. Тентажиль сидит с опущенными ресницами и вдруг их поднимает – это мизансцена…

Тут же Мейерхольд предлагает совершенно новое озвучивание текста. У Метерлинка особый язык. Все фразы кончаются многоточием. Нет ни точек, ни вопросительного, ни восклицательного знаков. Многоточие заставляет фразу повиснуть в воздухе. Мейерхольд говорил, что в этой пьесе н6ельзя окрашивать фразу. Не должно быть никакой модуляции, выразительности. Слова должны падать, как капли в глубокий колодец. Это трудно. Труппа не привыкла к такому формальному существованию. А тут еще и музыка И.Сац была написана не для инструмента. А для мужских голосов(вокализы). Мейерхольд добивается того, что пьеса зазвучит замечательно. Есть сведения что пьеса провалилась. Но Станиславский пишет Лилиной, что «Смерть Т.» это фурор. Но потом случиться беда. Художники (не знакомые с театральной спецификой)распишут декорации и подсветят его так чтоб все краски играли, потому они погрузят сцену во мрак, а Станисл. этого не перенесет и заставит зажечь свет. Но главное, что эти барельефные мизансцены так прекрасно читавшиеся на белом заднике потеряются на пестром-цветном. (Прием белого задника использует Вахтангов в 21 году в «Чуде св.Антонио»). И студия будет закрыта. Но закрыта не потому что не удалась, а потому что революция 1905 года грозила съесть все средства Станиславского. Но еще одна причина- это негодные средства для выполнения открытий Мейерхольда. И главное- это актеры психологической школы, привыкшие к определенной эстетике.

«Шлюк и Яу» стилизован под время париков и кринолинов. Это был свой ключ к нужному жанру шутки. Это хорошая находка.

Студия на П. важна еще потому, что открытия сделанные Мейерхольдом повлияли на Станисл. и второй этап жизни МХАТа проходил под этим влиянием.

ТЕАТР-СТУДИЯ НА ПОВАРСКОЙ - театр студия, существовавшая в Москве в мае - октябре 1905. Организаторы - В. Э. Мейерхольд и К. С. Станиславский. В состав театр студии входили молодые актеры и ученики театральных школ Москвы и Петербурга. Среди них- И. Н. Певцов, Н. Ф. Костромской, В. А. Подгорный, В. В.Максимов и др.

Деятельность театр - студии носила экспериментальный характер. "СгеДо новой студии,- отмечал Станиславский, -... сводилось к тому, что реализм, быта отжили свой век". Участники театр-студии должны были "...изображать не самую жизнь, как она в действительности протекает, но так, как мы ее смутно ощущаем в грезах, в

видениях, в моменты возвышенных подъемов" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 284). Для постановки были выбраны пьесы "Смерть Тентажиля" Метерлинка, "Шлюк и Яу" Гауптмана. Осуществляя программу условно-эстетич. характера,связанную с эстетикой символизма, театр студия обращалась к стилизации, сценическое действие подчиняла живописным, декоративным и музыкальным задачам;

Мейерхольд начинал работать прежде всего с художниками (В. Э. Репман и Н. П. Ульянов-"Шлюк и Я у"; Н. Н. Сапунов и С. Ю. Судейкин - "Смерть Тентажиля") и композитором (И. А. Сац). В занятиях с актерами он основное внимание уделял внешнему рисунку, ритму речи, разработке жестов, движений. После просмотра этих спектаклей на генеральной репетиции К. С. Станиславский не счел возможным показать их публике. "...Замыслы театра-студии,-писал он,- превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу.

Еще раз я убедился..., что театр прежде всего для актера, и без него существовать не может..." (там же, с. 285). В октябре 1905 театр студия была закрыта. Эти же принципы Мейерхольд развивал в последующие годы в Театре В. Ф. Комиссар-жевской.

*********************************************************

Морис Метерлинк


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: