Специализация с/х как форма общественного разделения труда выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции, а иногда и в выполнении отдельной стадии в производстве готового продукта. Специализация – объективный, динамичный процесс, обусловленный прежде всего развитием производительных сил с/х.
Специализация с/х производства имеет отличительные черты, обусловленные особенностями отрасли. в с/х разделение труда не может быть таким глубоким как в промышленности, где наряду со специализацией производства отдельных видов продукции осуществляется разделение труда по технологическим процессам, выпуску частей или деталей. Производство лишь немногих продуктов может быть выделено в качестве совершенно самостоятельного, сосредоточенного на узкоспециализированных предприятиях. Это птицефабрики, животноводческие откормочные комплексы по производству свинины и говядины, тепличные комбинаты, виноградарские и садоводческие хозяйства.
В с/х различают следующие формы специализации: Зональная специализация – географическое разделение труда. Она отражает территориальное размещение с/х. Крупные территории (экономические районы, республики, области) специализируются на производстве тех видов продукции для которых имеется наиболее благоприятные природно-климатические условия.
|
|
Внутриотраслевая специализация основана на расчленении технологического цикла на элементы и закреплении их за разными предприятиями, например племенные, репродукторные и откормочные хозяйства в свиноводстве.
Хозяйственная специализация представляет собой общественное разделение труда между с/х товаропроизводителями. В условиях рынка хозяйства специализируются на производстве экономически выгодной продукции.
Внутрихозяйственная специализация – это общественное разделение труда внутри хозяйственных подразделений (отделения, бригад, ферм). Производственные подразделения специализируется на производстве одного или нескольких видов продукции с учетом имеющихся производственных ресурсов.
Специализация обуславливает производственное направление хозяйства которое определяется главной или основными отраслями (садоводческое, зерново-скотоводческое). Производственное направление предприятия устанавливают по структуре товарной продукции за последние три года.
Под основными отраслями понимают отрасли, играющие наиболее важную роль в экономике хозяйства и имеющие наибольшую долю в товарной продукции. Среди них может выделяться главная отрасль, на долю которой в структуре товарной продукции приходится более 50%.
|
|
К специализированным относят предприятия с главной отраслью, на долю которой приходится свыше 50% всей товарной продукции с/х, а также предприятия, имеющие две основные отрасли каждое из которых составляет не менее 25%. С/х предприятия, имеющие три и более основных отраслей относят к многоотраслевым (неспециализированным).
Уровень специализации (Ус) определяется долей главной (основной) отрасли в структуре товарной продукции
Где ТПг – доля товарной продукции главной (основной) отрасли, руб.; ТП – стоимость товарной продукции с/х, руб.
Другим показателем, характеризующим специализацию хозяйства, является коэффициент специализации (Кс):
где Уi – доля товарной продукции отдельных отраслей; i – порядковый номер вида товарной продукции в ранжированном ряду по доле в сумме выручки от реализации, начиная с наивысшего.
Коэффициент менее 0,2 означает низкий уровень специализации, 0,2 до 0,4 – средний, от 0,4 до 0,6 – высокий, свыше 0,6 – глубокую специализацию.
Углубление специализации может осуществляться за счет: -сокращения числа товарных отраслей; -увеличение объема производства продукции главной (основной) отрасли на основе интенсификации; -увеличение товарности главной (основной) отрасли.
Эффективное функционирование с/х предприятий предполагает не только специализацию производства, но и его диверсификацию, которое означает объединение в рамках предприятия (фирмы, ассоциации и т.д.) производств, относящихся к разным отраслям народного хозяйства. Различают диверсификацию производства и диверсификацию продукции. Диверсификация производства – одновременное развитие многих, не связанных с друг другом видов производств, расширение ассортимента производимой продукции. Диверсификация продукции – это увеличение числа модификаций одного и того же товара.