Особенности маркетинга с/х п-ции

Маркетинг это концепция упр-ия произв- сбытовой деят-стью различных п/п в рыночной системе хоз-вания. Специфика Марк-ых отношений в АПК РФ: отеч-ый рынок с/х п-ции еще мало развит, рабалансирован (не высокое кач-во т-ов, высокие цены из-за себ-сти, неконкурентосп-сть). Маркетинг м. рассм-вать как соединительное звено м/у специализированными производителями продовольствия и его потребителями. Система с/х маркетинга включает два осн-ых вида деят-сти. Один из них связан с физ-ким перемещением, хранением, переработкой и передачей сырья и ГП по мере их.продвижения от произв-ля к потребителю, др — с процессами обмена и ценообр-ия в рын-ой системе. Последний — эк-ский — аспект рыночной системы. П/п опр-яя стратегию маркетинга, а-зирует хар-тику каналов распр-ия. Канал распр.-совокуп-сть п/п и отд-х лиц. Сис мар-ых коммун-ий вкл: реклама, стимул сбыта, прямой маркетинг, паблик рилейшнз, решения, принимаемые службой маркетинга. Мар-ая деят-т предпологает оценку и ан каналов сбыта, объемов сбыта прод по каждому каналу. Жиз цикл тов сост из стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. Емкость рынка – мах возможный объем сбыта прод. Размер рынка – это терр, на к-ой происходит обмен интересующей прод. Типы рынка: р чистой конкуренции, р моноп-ой конкур-ии, олигопол-ой конкур, р чистой монополии. Особен –ти рынка с\х прод вытекает из особенн-ти самой отрасли.

64. Качество как экономическая категория и объект упр, менеджмент качества. Существуют приемлемый, предельный и идеальный уровни кач-ва. Массовое произв-во, порождающее глобальную конкуренцию, заставляет по-особому относиться к кач-ву как к категории экономической.

Каждый из субъектов хозяйствования начинает понимать, что без кач-ного соответствия недостижима конкуренто устойчивость, а без системы кач-ва в усл-х рискованного земледелия республики, отягощенного радиоактивным загрязнением значительной площади с/х угодий, невозмож-но обеспечить устойчивое эконом функционирование п/п. Поэтому важнейшей з-чей и составляющей общего менеджмента п/п как современного способа управления произв-вом яв-ся менеджмент кач-ва. Гл. целью менед-жмента кач-ва яв-ся формирование высоких потре-бительских св-ств п-ции, максимально удовлетворяющие запросы фактических и потенциальных потребителей.Чем полнее та или иная п-ция удовлетворяет производ-ство и потребление, тем меньше потребность в ней. Появляется возможность экономить трудовые и матер ресурсы, направлять их на др. цели. Научные и производственно-технические возможности улучшения кач-ва п-ции с теоретической точки зрения безграничны. Что же касается эконом границ его повышения, то они значительно уже и определяются прежде всегоограниченностью производ-ного потенциала. Увеличение мат-х и трудовых ресурсов, расходуемых на повышение кач-ва п-ции в одной отрасли, ограничивает ресурсы других отраслей, а следовательно, их возможности по совершенствованию выпускаемой п-ции. Поэтому целесообразность улучшения п-ции опр-тся не вообще максимальным удовлетворением каждой отдельно взятой потребности, а по возможности наиболее полным удовлетворением всей совокупности общественных потребностей при минимальных з-тах. Ориентация на решение проблемы роста эфф-ности произв-ва за счет кач-ных факторов актуальна для всех отраслей нар/хозяйства республики. Однако для АПК важность этой з-чи особенно велика. Обусловлено это целым рядом причин.Во-первых, повышением требований к ассортименту и кач-ву продуктов питания и товаров широкого потребления. Во-вторых, необх-стью расширенного воспроизв-ва за счет использования интенсивных факторов эконом развития для осуществления намеченной программы выхода из эконом кризиса. А поскольку 2/3 с/х п-ции являются сырьем для промышленности, то от кач-ва его во многом зависит и уровень эконом эфф-сти соответствующих производств и кач-во изготовленных ими изделий. В третьих, расширением торговых связей м/у сферами произв-ва и выходом на м/ународный рынок. Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить конкурентосп-ность как промышленной, так и с/х п-ции нашей республики. Кач-во важно и для производителя, и для потребителя. Когда продукт уже произведен, невозможно вернуть напрасно затраченный труд вследствие недостаточного уровня качества или брака.

65. Сущность категории качество, значение стандартизации и сертификации. Система качества (СК), разработанная в соответствии со стандартом ГОСТ Р ISO 9001-96, - это структурированный набор документов, регламентирующий определенные аспекты производственной деятельности предприятия, который включает политику в области качества, руководство по качеству, методологические инструкции (описания процедур) и рабочие инструкции (протоколы, формы отчетов, описания работ и др.). В целом, указанный набор документов содержит описание наиболее типичных бизнес-процессов, имеющих отношение к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Разработка документов СК является необходимым, но не единственным условием получения сертификата по стандарту ISO 9000. По мнению признанных аудиторов, таких как Госстандарт РФ, Российский морской регистр судоходства, Lloyd's Register, Det Norske Veritas, наиболее существенным моментом в подготовке компании к сертификации является внедрение СК и обеспечение ее функционирования в течение не менее 3-х месяцев.

Управление качеством базируется на положениях стандартиза­ции.

Стандартизация— установление и применение правил (стан­дартов) с целью упорядочения деятельности в определенных от­раслях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Объекты стандартизации — конкретная продукция, нормы, требо­вания, методы, термины, обозначения и т. д., многократно приме­няемые, используемые в различных сферах экономики, междуна­родной торговле.

Стандарт— нормативно-технический документ по стандарти­зации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

В отношении качества в России используются: а) междуна­родные стандарты (ИСО); б) государственные и межгосудар­ственные стандарты (ГОСТы); в) отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО); г) стандарты пред­приятий (СТП) и технические условия (ТУ).

Оценка уровня качества продукции согласно ГОСТ 15467— 79 — это совокупность операций, включающая выбор номенклату­ры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Номенклатуру показателей качества продукции устанавливают с учетом назначения и условий ее применения, требований потре­бителей (заказчиков), основных требований к показателям каче­ства и области применения продукции. При выборе показателей определяют: группу однородной продукции, входящие в нее под­группы и виды, общие показатели качества и показатели качества групп, подгрупп продукции. Оценка качества может проводиться по однородной продукции в одинаковых и различных условиях, по разнородной — относи­тельно бригады, предприятия, объединения, территориальных структурных образований. Контроль— это деятельность, включающая проведение измере­ний, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с ус­тановленными требованиями для определения, достигнуто ли со­ответствие по каждой из этих характеристик (стандарт ИСО 8402).

Контроль — одна из основных функций управления качеством. Он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы оперативно испра­вить их с минимальными потерями.

Планирование и организация работ по качеству, мотивация персонала к производству.

Планирование качества устанавливает цели и требования к качеству и применение элементов системы качества.Планирование качества охватывает т.ж. оценку качества, подготовку системы качества и программы качества, выработку положений по улучшению качества. План-е осущ-ся на двух уровнях: 1ур-нь – стратегическое планирование, в котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Страт-е план-е включает в себя т.ж распределение ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды. Стратегия качества м.б изложена вместе с политикой качества. 2ур-нь - текущее план-е качества, включающее мероприятия намечаемые на предстоящий год.

План-е кач-ва осущ-ся, исходя из требоаний заказчиков и рынков сбыта и направлено на их удовлетворение. Планы качества разрабатываются плановыми органами и службой качества на основе предложений исследовательских, конструкторских, технологических и производственных служб, отдела маркетинга и др подразделений.

Организация работ по качеству вкл в себя след.этапы: 1) разработка системы качества т.е определение структур, входящих в систему качества, их функции и методов работ.

После разработки следует этап внедрения системы качества, в течение кот-го проводятся внутренние проверки системы и, как правило ее доработка по результатом проверок. Завершающим этапом можно считать сертификацию системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Получение такого сертификата от авторитетного независимого органа существенно укрепляет позиции п/п на рынках сбыта, т.к дает закзчикам дополнительную уверенность в возможности п/п стабильно обеспечивать требуемый ур-нь кач-ва. После внедрения системы кач-ва потребуется проведение плановых внутренних проверок системы для поддержания ее эффективного функционирования и совершенствования. После сертификации системы потребуется организация инспекторских проверок с целью подтверждения выданного сертификаиа. При организации работ по качеству крайне важно обратить вниманиеи на то, чтобы на всех этапах производственного процесса было предусмотрено все необходимое для обеспечения качества продукции. Создание и сертификация системы качества, обеспечение эффективного функционирования системы и ее дальнейшее совершенствование составляют основное содержание органи- зации работ по управлению качеством.

Значение мотивации персонала нашло отражение в доктрине «человеческих отношений», доказавшей важность человеческого отношения к работникам для повышения производительности труда и качества подукции. В управлении качеством мотивация персонала – это побуждение раб-ов к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции. Основой мотивации явл-ся ур-нь заработной платы, но большое значение имеет т.ж премирование за высокое качество, штрафные санкцииза брак, социальные и моральные меры поощрения. Допол-но к этому могут применяться и другие способы мотивации. Наиболее известные из них- предоставление возможности получения образования или занятия научной деятельностью, создание благоприятных условии для работы, стимулирование кружков качества, присвоение почетных званий, плановое продвижение посдужбе, распространение акций п/п среди раб-ов и т.д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: