Канал распределения — совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя до потребителя.
Назначение каналов распределения заключается в организации оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж продукции, включая сети оптовых и розничных магазинов, складов хранения, пунктов сервисного обслуживания, организации транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
Назовем основные причины привлечения посредников:
• недостаток собственных финансовых средств;
• перераспределение средств в пользу основного производства;
• эффективность работы посредников;
• сокращение объемов работ по распределению продукции.
Таким образом, канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, определяющие товары и услуги от тех, кто их произвел, до тех, кто бы ими хотел воспользоваться.
В системе маркетинга каналы распределения выполняют ряд важных функций:
Во-первых, функции, способствующие заключению сделок:
• маркетинговые исследования, в частности исследования рынка и запросов потребителей, а также сбор соответствующей информации;
• установление контактов с покупателями товаров;
• проведение коммерческих переговоров (согласование цен);
• осуществление стимулирующей политики в сбытовой деятельности;
• приспособление товара к требованиям покупателя (сортировка, упаковка и т.д.);
• участие в планировании товарного ассортимента.
Во-вторых, функции по реализации сделок:
• покрытие издержек по функционированию канала распределения;
• сервисное обслуживание после продажи;
• принятие риска за функционирование канала.
Каналы распределения можно охарактеризовать по числу их уровней. Уровень канала распределения — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него конечному потребителю.
Товародвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товара к местам продажи, в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателя.
Конкретизируя это понятие, можно сказать, что товародвижение — это деятельность по планированию, практической реализации и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.
Основной задачей товародвижения является превращение продукции в товар, т.е. преодоление расстояния между производителем и конечным потребителем. Взаимосвязанными сторонами этого процесса можно считать:
• формирование каналов распределения (маркетинг);
организацию реального движения товаров (логистику).