Социологическая юриспруденция зародилась в начале 20 века в виде различных школ, но общим для всех школ была критика позитивизма. Представители этих школ требовали перейти от изучения права в книгах к праву в жизни.
Представители социологического подхода подразделяю право на живое (система правоотношений и поведение людей в сфере права) и мертвое (это текс закона).
1 школа – Австрийская школа ( Евгений Эрлих 1862-1923 «Социология права» ). Эрлих назвал свою концепцию концепцией свободного права, так как для нее стал характерный свободный подход к праву, который обнаруживается в практике судебного разбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения. Исходные начала права необходимо искать в обществе в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и непосредственно государство.
Эрлих считает, что право коренится не в текстах закона, а в жизни, развитие права он ищет не в законодательстве, не в юриспруденции, а в самом обществе, таким образом, «живое право – это право, определяющее саму жизнь, даже если оно не содержится в предписаниях». Основным пунктом концепции Эрлиха является минимизация различий между законом и другими нормами социального регулирования. Указывая на тезис, что исходные начала права и его сущность следует искать в обществе, Эрлих подчеркивает социальную обусловленность права.
|
|
2 школа – Французская школа (Леон Дюги 1859-1928 «Трактат о конституционном праве») – основатель «теории солидаризма».
Теория солидаризма: данная теория связывает право с действительностью, основываясь на идеи социальной солидарности. Данная теория отвергает наличие каких-либо неизменных ценностей и человек рассматривается как существо общественное. Общество понимается как совокупность связей, объединяющих людей на основе взаимной поддержки (солидарность), отсюда делается вывод о существовании неизменной нормы солидарности «ПОСТУПАЙ СОЛИДАРНО». Таким образом, сущность права состоит в общественной солидарности.
Дюги предпринял попытку провести некоторые реформы в правоведении, во-первых, он считал необходимым упразднить в юридической науке некоторые понятия и конструкции: суверенную личность государства, и субъективное право личности, но при этом он защищал и обосновывал ряд новых понятий – юридическая ситуация, функция и социальное право. Дюги рассматривал государство и право как институты функционирование которых удовлетворяет потребности всего общества. Государство – это тот орган, который выявляет и развивает социальную солидарность. Государство индивида и социальные группы Дюги рассматривал не как носителей определенных прав, а как исполнителей социальных функций. Учение о социальных функциях должно прийти на смену воззрению на государство и право как на орудие классового господства.
|
|
3 школа – Американская юриспруденция (Роско Паунд 1870-1964 «Юриспруденция»)
Паунд вывел инструментальный подход к изучению права. Право стало восприниматься как инструмент социального контроля. Паунд обращает внимание на необходимость изучения деятельности юристов, судей, от которых зависит реализация права. Под «правом в действии» Паунд понимает три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни, доступные эмпирическому наблюдению и изучению:
1) Правопорядок
2) Совокупность предписаний
3) Правоприменительная деятельность в суде или администрации
Цель права состоит в применении и гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований.
Плюсы:
1) Общество и право рассматриваются как целостные и взаимосвязанные явления
2) Доказывается, что изучать необходимо не только нормы права, установленные гос-ом, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений
3) Подчеркивается роль права как средство социального контроля и подчеркивается роль судебной власти
Минусы:
1) Отрицание нормативности как важнейшего свойства права