Вопрос 46. Применение права: понятие, стадии

Применение права - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия; это - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

Применение норм права состоит из ряда логически последовательных стадий:

1) установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2) выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;

3)проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;

4)вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5)контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий, руководствуясь следующей формулой: что - где - когда - кто - как - почему (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Только тогда можно получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный (эвентуальный). Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт(например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, так как невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть:

· справедливым

· законным,

· обоснованным,

· своевременным,

· гласным.

46. Пробелы в праве

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие нормы права необходимой для урегулирования общественных отношений правового характера.

Пробел в праве – отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основании права.

Выделяются 4 основные причины, почему возникают пробелы:

1) в силу того, что законодатель не мог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, обстоятельств, требующих правового регулирования возможно, либо сознательное умолчание законодателя по соответствующему вопросу, либо может быть отнесено на усмотрение правоприменителя и эти действия законодателя называются – квалифицированным молчанием.

2) Отставание законодательства от постоянного развития общества

3) Недостаточная проработанность концепции закона

4) Нарушение правил юридической техники

При пробеле в правоприменительном процессе требуется:

1) Первый шаг: Определить входит ли данное фактическое обстоятельство в сферу правового регулирования и нуждается ли оно в юридическом опосредовании и разрешается ли оно по существу;

2) Второй шаг: Следует установить допускается ли данной отрасли права использование индивидуально – правовых средств преодоления пробелов

3) Следует найти индивидуальное средство, которое в данном конкретном случае является наиболее оптимальным для юридического обеспечения, имеющихся потребностей социальной жизни, а также защите прав и свобод и законных интересов участников общественных отношений

Преодоление пробелов в праве – это специфическая форма применения права при которой юридическое дело решается в соответствии с волей законодателя не нашедшей выражения в конкретных юридических предписаниях.

Способы преодоления пробелов в праве:

1) Правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

2) Применение права по аналогии. Аналогия – это определенное сходство между различными явлениями или предметами;

Аналогия как способ преодоления пробелов в праве – это разрешения случая прямо не урегулированного законодательством, но находящегося в сфере правового регулирования, путем применения правовых норм, регулирующих сходные отношения – это аналогия закона или на основе общих начал или смысла законодательства. Например: статья ГК РФ, статья 6 – применение гражданского законодательства по аналогии.

Возможность применения юридических норм по аналогии обусловлено объективными свойствами права и его социальной природой.

1) Нормы, входящие в право выражают единую государственную волю

2) Право – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных норм

Таким образом, законодатель может регулировать одинаково схожие существенные признаки общественного отношения и регулировать он может их одними и теми же юридическими нормами.

Аналогия закона – правоприменительное решение, принимаемое на основе действующей правовой нормы, регулирующей сходные общественные отношения.Эта норма содержится в той отрасли права, под регулирование которой должно подпасть данное отношение.

Условия применения аналогии закона:

1) Наличие общей правовой урегулированности данного случая

2) Отсутствие адекватной юридической нормы, но имеется существование аналогичной нормы

Аналогия права – это правоприменительное решение, выносящееся на основе общих начал и принципов права и смысла законодательства, при этом будут реализоваться общеправовые и конституционные принципы, такие как, равенство перед законом, гуманизм, справедливость.

Условия применения аналогии права:

1) Наличие общей правовой урегулированности данного юридического случая

2) Отсутствие адекватной юридической нормы

3) Отсутствие аналогичной нормы

Принципы права перечислить

Субсидиарное применение права – это правоприменительное решение, которое выносится на основе правовой формы другой отрасли права. Например, статья 9 СК РФ (применение исковой давности в семейных отношениях). Суд при рассмотрении дел будет руководствоваться предписаниями статей 190 – 200 ГК РФ, где устанавливается правила применения исковой давности, а СК РФ не регулирует условия применения исковой давности в семейных отношениях.

Требования, к использованию аналогии в законе и в праве:
1) применение аналогии недопустимо, если она прямо недопустима законом (уголовное, админ право), так как действует принцип – нет преступления (админ проступка) без указания на то в законе

2)принятие решения об использования института аналогии возможно в случае полного отсутствия нормы права

3)использование аналогии возможно в том случае, когда наиболее существенные признаки не урегулированного правом общественного отношения имеют сходства с отношениями регламентированными нормами права

4) вынесенное с использованием института аналогии решения не должно противоречить положениям действующего законодательства

5) в процессе принятия решения по аналогии сначала осуществляется поиск необходимой нормы в НПА той же отрасли права (аналогия закона), затем в иных отраслях права (субсидиарная аналогия) и только после этого возможно обращение к общим принципам права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: