Акты применения права – официальное решение компетентного субъекта по конкретному юридическому делу, содержащее властное веление и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений, например – приказ ректора о зачислении студента в ВУЗ, приговор суда.
Признаки акта применения права:
1) имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
2)являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
3)не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;
4)выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют;
|
|
5)исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
6)обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки.
Большинство актов применения права объективируются в форме письменных документов и имеют определенные реквизиты. По структуре акты могут состоять:
1. Из четырех частей (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная) – приговор или решение суда
2. Акты состоящие из трех частей – вводная, описательная, резолютивная) – протокол об административном правонарушении.
3. Акты состоящие из двух частей – вводная и резолютивная – лицензия на занятие предпринимательской деятельностью.
Виды актов применения права:
1. По субъектам правоприменения:
a. Акты органов законодательной власти – постановление госдумы
b. Акты органов исполнительной власти – решение правительства области о вручении грамоты
c. Акты органов правосудия – приговор суда, решение суда
d. Акты органов местного самоуправления – распоряжение мэра
|
|
e. Локальные акты- приказ о приеме на работу
2. По предмету правового регулирования:
a. Конституционно-правовые
b. Гражданско-правовые
c. Уголовно-правовые
d. Административно-правовые
3. По функциям права:
a. Регулятивная (государственное регулирование позитивного развития общественных отношений – приказ о повышении по службе)
b. Охранительная – охрана общественных отношений от противоправных деяний – постановление о ВУД
4. По цели:
a. Правоустанавливающие
b. Правоохранительные
5. По характеру решения:
a. Запрещающие – подписка о невыезде
b. Обязывающие – повестка в суд
c. Управомачивающие – заключение сделки
d. Удостоверительные – регистрация брака
6. По способу принятия:
a. Принятые коллегиально
b. Принятые единолично
7. По времени действия:
a. Акты однократного действия – наложение штрафов
b. Длящиеся акты применения права – решение о назначении пенсии
8. По наименованию:
a. Приказы
b. Постановления
c. Указания
d. Протоколы
e. Приговоры
f. Решения
g. Предписания
h. Представления
i. Предупреждения
j. Разрешения
9. В зависимости от формы регулятивного воздействия:
a. Исполнительные – направлены на организацию исполнения, содержащиеся в норме правопредписаний применительно к конкретному лицу или случаю – приказ о присвоении воинского звания – они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением
b. Правоохранительные – предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений, они издаются в связи с предупреждением правонарушения в профилактических целях – подписка о невыезде, либо в связи с совершением правонарушения – приговор суда
10. По структуре изложения:
a. Простые – приказ о приеме на работу
b. Сложные – протокол об адм правонарушении
11. По форме внешнего выражения:
a. Письменные и устные. Штраф за неправильную парковку и замечание.
b. Акты действия подразделяются на 2 вида: словесные (устное распоряжение), конклюдентные (сочетание определенных действий, движений, звуковые сигналы ясно показывающие намерение применить норму права, если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность – звуковые сигналы на машине. Жезл регулировщика.
Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов
Сходство:
1. оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
2. их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
3. они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
4. они напрямую регулируют общественные отношения;
5. имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др
Различия:
1. НПА содержит норму права, а ПА содержит индивидуально-конкретное предписание;
2. НПА обращены к персонально не определенному кругу лиц; ПА обращены к персонально указанным в них лицам;
3. НПА выражают метод общенормативного, абстрактного правового регулирования; ПА выражают метод индивидуального (казуального регулирования);
4. НПА характеризуется возможностью неоднократной реализации, а акт применения действует только один раз, ПА выступает юридическим фактом, а НПА нет;
5. НПА всегда имеет документальную форму; ПА – не всегда имеет такую форму.