Воспитание – это процесс воздействия на поведение человека, это система мер, направленных на интеграцию в сознании людей, политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности, как мировой, так и национальной правовой культуры.
Правовое воспитание в широком смысле – представляет собой весь процесс формирования правосознания и правовой культуры под влиянием различных социальных факторов.
Правовое воспитание в узком – это систематический управляемый процесс воздействия на сознание людей и их поведение, осуществляемый в особых формах с помощью специальных средств и методов, в целях формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры
Содержание правового воспитания:
Приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности и выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание включает в себя элементы:
1) Субъекты воспитания (органы гос-ва, гос. служащие, политики, преподаватели)
2) Объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы)
Формы правового воспитания:
1) Нравственно – правовое воспитание ребенка в семье
2) Изучение основ правоведения в общеобразовательных школах и иных учреждениях
3) Профессиональное юридическое образование
4) Самообразование (собственный анализ правовых явлений)
5) Правовой всеобуч (работа специальных правовых семинаров)
6) Правовая пропаганда СМИ (распространение правовых идей и правовых требований среди населения, посредством телевидения, радио, иных СМИ, это беседы на правовые темы, круглые столы специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам, тематические передачи)
7) Массовая воспитательная работа с гражданами по месту жительства:
· Лекционная пропаганда
· Лекторий по юридической тематике
· Недели правовых знаний
· Научно практические конференции
8) Работа с молодежью – школьные правовые олимпиады, диспуты на тему права и морали, кружки молодого юриста
9) Юридическая практика – способствует передачи юридической информации, знаний, посредством участия граждан в процессе и прежде всего, в правоприменительной деятельности.
10) Издание литературы по юридической проблематики (комментарии законов, юридические практики, брошюры).
11) Создание и распространение компьютерных баз данных (Консультант+)
Методы правового воспитания – совокупность приемов и способов воздействия на правосознание и поведение людей с целью формирования у них правовой культуры.
1) Метод убеждения
2) Метод поощрения
3) Метод принуждения
4) Метод рекомендации
Правовое воспитание должно осуществляться на следующих принципах:
1) Связь с юридической практикой, с жизнью
2) Научность
3) Яркость и образность
4) Правдивость
5) Ориентация на укрепления законности, повышение авторитета закона
6) Выработка знания действующих норм и умения ими пользоваться
Правовой нигилизм, недооценка правового воспитания – затрудняет процесс воспитательной работы.
61. Правомерное поведение: понятие, виды, значение.
Правомерное поведение – социально полезное поведение, волевое, осознанное поведение субъектов права соответствующие предписаниям и гарантированное государством. Правомерное поведение отвечает интересам общества, государства, отдельных лиц, соответствует требованиям правовых предписаний и обеспечивается государством.
Признаки правомерного поведения:
1) Социальная полезность поведения
2) Волевой, осознанный характер, проявляющийся в выборе варианта действий, в соответствии со своими интересами и потребностями
3) Подконтрольность государству (гарантированность государством – обеспечение охраны)
4) Соответствие правовым предписаниям
5) Влечет юридические последствия
Правомерное поведение имеет структуру ( Краснов и Власенко ):
1) субъект правомерного поведения – право и дееспособное лицо
2) объект – общественно полезный результат
3) Объективная сторона – действие\бездействие, не противоречащее праву
4) субъективная сторона – позитивные цели, мотивы, установки.
Виды правомерного поведения:
1) По степени социальной значимости:
· Необходимое – соблюдение запретов и выполнение обязанностей (уплата налогов, служба в армии)
· Желательное поведение – использование субъектом права на участие в выборах, заключение брака (гос-во заинтересовано)
· Допустимое поведение – государство не заинтересовано в данном поведении, но допускает его (развод, неявка на избирательный участок, отправление религиозных культов – Власенко относит в допустимое поведение)
2) В зависимости от субъектного состава:
· Индивидуальное
· Коллективное
3) По форме реализации:
· Соблюдение (не совершать преступление)
· Исполнение (уплата налогов)
· Использование (получение образования)
4) По субъективной стороне:
В зависимости от его мотивов, в соответствии с которыми оно подразделяется на:
- социально активное правомерное поведение (осознанное, инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержания правопорядка, законности, направлена на защиту интересов государства, общества и личности. В данном случае субъект предпринимает действие по пресечению правонарушений, содействует правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Нормы права воспринимаются субъектом, как объективно-необходимые, целесообразные, выражающие его собственные взгляды, потребности и устремления. Данный вид поведения наиболее желательный в обществе, потому что субъект действует на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения).
- социально пассивное поведение – это когда субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий без активности, равнодушно соблюдают законы, хотя внутренне могут быть с ними не согласны.
- привычное поведение. В основе данного поведения лежит привычка субъекта к соблюдению и исполнению нормы права, следование усвоенным правовым идеям для человека становится само собой разумеющимся постоянно повторяющимся действием. Привычное поведение формируется под воздействием семейного, иного воспитания, сложившихся правил, стереотипов, традиций.
- конформистское поведение – стремление к единообразию, соответствию, поступаю как все. Оно выступает как следствие, приспособление личности к внешним обстоятельствам пассивного соблюдения норм права, в силу подчинения своих действий, либо бездействия, поведению окружающих по инерции. Это ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая у субъекта еще не сформировалась.
- маргинальное поведение – личность по разным мотивам, например, личных расчетов, страха перед ответственностью, либо боязни осуждения со стороны окружающих, понимания выгодности законопослушания, соблюдает нормы права, но его индивидуальное правосознание находится в противоречии с теми нормами права, которые субъект соблюдает. Данный вид поведения наименее значимый для общества и государства.