Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. Виды правовых актов





1 - акты осуществления индивидуальных прав и обязанностей (договоры, контракты, одностороннее волеизъявление, сделанное в предусмотренной законом форме) - правовые акты, реализующие на основе закона права и обязанности субъектов права, оформленные в соответствии с требованиями, предъявляемыми текущим законодательством.

2 - акт применения права - официальное властное предписание компетентного органа или должностного лица, конкретизирующее общее правоположение для единичного случая, индивидуального субъекта и выраженное в соответствующей форме (приговор, решение суда).

3 - интерпретационные акты - акты, разъясняющие смысл правовых норм, исходящие от различных органов и лиц и в зависимости от их полномочий, имеющие или не имеющие юридически

*:

обязательное значение.

4-5 - нормативно-правовой акт - официальный акт - документ правотворчества компетентного органа или должностного лица,

содержащий юридическую норму-предписание.

IV. Отличительные черты нормативно-правового акта:

• главный вид правовых актов;

• имеет ярко выраженный государственный характер;

• содержит (устанавливает, изменяет или отменяет) нормы права;

• издается только в пределах компетенции данного нормотворческого органа;

• издается в строгом соответствии с процедурой, предусмотренной для данного органа;

• издается в форме, предусмотренной только для данного органа;

• строго соответствует конституции, законам, другим нормативно-правовым актам вышестоящих органов;

• официальный текст публикуется в официальных изданиях;

• является носителем, фактическим источником нормы права;


• обладает эффектом быстрого реагирования на потребности общественного развития (т.к. может быть оперативно издан в любом объеме изменен, отменен);

• существует в виде акта-документа, удовлетворяющего строгим требованиям к содержанию и форме;

• обладает общим характером и достаточно широкими временными, пространственными и субъектными пределами действия;

• совокупность нормативно-правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления, составляют законодательство.

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

V. Юридическая сила (auctoritas legis) - есть свойство нормативно-правовых актов реально действовать (auctor - лицо, от которого исходит действие), порождать юридически обязательные последствия.

• Юридическая сила определяет степень подчиненности данного нормативно-правового акта, актам вышестоящих органов;

• Юридическая сила показывает место данного нормативно-правового акта в иерархической структуре положительного законодательства;




• Юридическая сила нормативно-правовых актов связана с функциями права, зависит от компетенции государственного органа, важности решаемых задач, целей, стоящих перед государством и обществом;

Вступление в юридическую силу и утрата юридической силы нормативно-правовыми актами регулируются законом.

VI.Закон - принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или самим народом, первичный нормативно-правовой акт по основным вопросам жизни, обладающий наивысшей юридической силой и выражающий общую государственную волю и представления о справедливости, сложившиеся в обществе.

Признаки закона как нормативно-правового акта:

• регулирует важнейшие социальные отношения, наиболее типичные, устойчивые связи;

• всегда является результатом деятельности высшего представительного органа государственной власти или референдума;

• выступает нормативно-правовым актом первичного характера, отправным началом всех ступеней права и законодательства;

• обладает высшей юридической силой, т.е. все остальные акты принимаются на основе закона и не могут ему противоречить;

• в принципе не подлежит контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа, кроме высшего представительного органа государственной власти;

• может быть отменен или изменен только законом, или актом, имеющим юридическую силу закона;

• всегда нормативно-правовой акт в любом случае непременно содержит норму права, в отличие от:

- правовых актов других государственных органов (например, правоприменительных актов);

- нормативных актов тех или иных корпораций (например, устав профсоюза);



- других актов высшего представительного органа власти страны (например, политических деклараций);

• нормативно-правовой акт, принимается по особой процедуре; сроки и порядок его подготовки и издания в РФ определяются Конституцией и Регламентами Палат Федерального Собрания РФ.

Указанные признаки ставят закон на высшее место в системе нормативно-правовых актов, придают ему свойство верховенства (верховенство закона обеспечивает связанность законом государства, его органов, должностных лиц, всех субъектов права).

Верховенство предъявляет высокие требования к закону.

Еще древние юристы подчеркивали:

• lex est norma recti -закон есть господство правового (правильного);

• lex est dictamen rationis - закон диктуется разумом;

• lex aequitate gaudet - закон наслаждается справедливостью;

• lex поп requirit frustra - закон не требует напрасного;

• lex punit mendacium - закон наказывает ложь;

• lex succurrit ignoranti - закон приходит на помощь невежеству. Античные юристы настаивали на том, что:

• законы должны быть понятны каждому;

• законы должны обязывать нас потому, что они приняты по решению народа;

• законы должны всегда предусматривать способ защиты;

• закон не должен иметь пробелов в осуществлении правосудия;

• закон должен «наслаждаться» справедливостью.

Закон для древних был «разумом и волей, лишенной страстей», «светом народов (lex gentium lux)», «безопасным шлемом», под защитой которого никто не мог быть обманут.

Еще более возросли требования к современным законам, которым должна быть присуща:

• справедливость;

• эффективность;

• научность;

• демократичность;

• беспробельность;

• стабильность;

• своевременность;

• непротиворечивость;

• высокое качество юридической техники.





Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 1621; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9338 - | 7413 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.191.168 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.