III. Виды правовых актов


1 - акты осуществления индивидуальных прав и обязанностей (договоры, контракты, одностороннее волеизъявление, сделанное в предусмотренной законом форме) - правовые акты, реализующие на основе закона права и обязанности субъектов права, оформленные в соответствии с требованиями, предъявляемыми текущим законодательством.

2 - акт применения права - официальное властное предписание компетентного органа или должностного лица, конкретизирующее общее правоположение для единичного случая, индивидуального субъекта и выраженное в соответствующей форме (приговор, решение суда).

3 - интерпретационные акты - акты, разъясняющие смысл правовых норм, исходящие от различных органов и лиц и в зависимости от их полномочий, имеющие или не имеющие юридически

*:

обязательное значение.

4-5 - нормативно-правовой акт - официальный акт - документ правотворчества компетентного органа или должностного лица,

содержащий юридическую норму-предписание.

IV. Отличительные черты нормативно-правового акта:

• главный вид правовых актов;

• имеет ярко выраженный государственный характер;

• содержит (устанавливает, изменяет или отменяет) нормы права;

• издается только в пределах компетенции данного нормотворческого органа;

• издается в строгом соответствии с процедурой, предусмотренной для данного органа;

• издается в форме, предусмотренной только для данного органа;

• строго соответствует конституции, законам, другим нормативно-правовым актам вышестоящих органов;

• официальный текст публикуется в официальных изданиях;

• является носителем, фактическим источником нормы права;


• обладает эффектом быстрого реагирования на потребности общественного развития (т.к. может быть оперативно издан в любом объеме изменен, отменен);

• существует в виде акта-документа, удовлетворяющего строгим требованиям к содержанию и форме;

• обладает общим характером и достаточно широкими временными, пространственными и субъектными пределами действия;

• совокупность нормативно-правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления, составляют законодательство.

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

V. Юридическая сила (auctoritas legis) - есть свойство нормативно-правовых актов реально действовать (auctor - лицо, от которого исходит действие), порождать юридически обязательные последствия.

• Юридическая сила определяет степень подчиненности данного нормативно-правового акта, актам вышестоящих органов;

• Юридическая сила показывает место данного нормативно-правового акта в иерархической структуре положительного законодательства;

• Юридическая сила нормативно-правовых актов связана с функциями права, зависит от компетенции государственного органа, важности решаемых задач, целей, стоящих перед государством и обществом;

Вступление в юридическую силу и утрата юридической силы нормативно-правовыми актами регулируются законом.

VI. Закон - принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или самим народом, первичный нормативно-правовой акт по основным вопросам жизни, обладающий наивысшей юридической силой и выражающий общую государственную волю и представления о справедливости, сложившиеся в обществе.

Признаки закона как нормативно-правового акта:

• регулирует важнейшие социальные отношения, наиболее типичные, устойчивые связи;

• всегда является результатом деятельности высшего представительного органа государственной власти или референдума;

• выступает нормативно-правовым актом первичного характера, отправным началом всех ступеней права и законодательства;

• обладает высшей юридической силой, т.е. все остальные акты принимаются на основе закона и не могут ему противоречить;

• в принципе не подлежит контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа, кроме высшего представительного органа государственной власти;

• может быть отменен или изменен только законом, или актом, имеющим юридическую силу закона;

• всегда нормативно-правовой акт в любом случае непременно содержит норму права, в отличие от:

- правовых актов других государственных органов (например, правоприменительных актов);

- нормативных актов тех или иных корпораций (например, устав профсоюза);

- других актов высшего представительного органа власти страны (например, политических деклараций);

• нормативно-правовой акт, принимается по особой процедуре; сроки и порядок его подготовки и издания в РФ определяются Конституцией и Регламентами Палат Федерального Собрания РФ.

Указанные признаки ставят закон на высшее место в системе нормативно-правовых актов, придают ему свойство верховенства (верховенство закона обеспечивает связанность законом государства, его органов, должностных лиц, всех субъектов права).

Верховенство предъявляет высокие требования к закону.

Еще древние юристы подчеркивали:

• lex est norma recti -закон есть господство правового (правильного);

• lex est dictamen rationis - закон диктуется разумом;

• lex aequitate gaudet - закон наслаждается справедливостью;

• lex поп requirit frustra - закон не требует напрасного;

• lex punit mendacium - закон наказывает ложь;

• lex succurrit ignoranti - закон приходит на помощь невежеству. Античные юристы настаивали на том, что:

• законы должны быть понятны каждому;

• законы должны обязывать нас потому, что они приняты по решению народа;

• законы должны всегда предусматривать способ защиты;

• закон не должен иметь пробелов в осуществлении правосудия;

• закон должен «наслаждаться» справедливостью.

Закон для древних был «разумом и волей, лишенной страстей», «светом народов (lex gentium lux)», «безопасным шлемом», под защитой которого никто не мог быть обманут.

Еще более возросли требования к современным законам, которым должна быть присуща:

• справедливость;

• эффективность;

• научность;

• демократичность;

• беспробельность;

• стабильность;

• своевременность;

• непротиворечивость;

• высокое качество юридической техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: