Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Российской Федерации
от 22.07.2002 г. № 30-51-547/16'
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО образования па период до 2010 юда подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач вое тип алия. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17-19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждении по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится вес более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
|
|
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть, родительский всеобуч.
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лекгория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и пауки), использования технического оснащения.
|
|
' См.: Боепитание школьника. 2004. Л< G. С. 9.
Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях:
I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
1. Семья и ее роль в воспитании детей
— Воспитательный потенциал семьи.
- Традиционные культурные ценности как основа воспитания в се
мье.
—Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отноше
ниях.
—Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
- Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в
культуре родительства.
- Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоле
ния.
—Способы общения и методы педагогического воздействия на ребен
ка в семье.
—Диалог в семейном общении.
—Принципы творческой педагогики в семье.
2. Уклад жизни в семье
—Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
—Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
- Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-
родительских отношениях.
- Место традиций в современном семейном укладе.
- Этика и эстетика семейного Сыта.
— Возможности воспитания трудом в современной семье.
—Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
—Искусство создания детского праздника.
—Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребен
ка.
—О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
- Традиция семейного чтения.
II. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка
1. Школа как открытая социально-педагогическая система
—Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на
позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, фор
мирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста,
профилактика трудной школьной адаптации).
—Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
- Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации
ребенка.
—Модель работы социального педагога с семьей.
—Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
2. Здоровый ребенок — здоровое, общество
— Понятия физического, психического и духовного здоровья; их вза
имосвязь.
• Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического
здоровья ребенка.
- Влияние па здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформа
ции.
—Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни,
—Профилактика вредных привычек и социально обусловленных за
болеваний у детей,
—Основы деятельности психолого- мед ико- педагоги чес кой службы.
III. Особенности детской и подростковой психологии
- Что такое личность? Иерархическое строение личности.
—Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душев
ному и духовному развитию.
—О развитии самосознания у детей и подростков.
—Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
—Психология потребностей, разумные потребности и псевдопотреб-
п ости.
—Нравственный облик и поведение человека.
—Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности
самооценки.
—Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
- Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения
и негативных привычек у детей.
IV. Правовые аспекты, связанные с ответственностью роди
телей за воспитание детей
- Права и обязанности родителей па этапе вхождения ребенка до
школьного возраста в систему образования.
—Правовая и экономическая защита личности ребенка.
—Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Приложение
к письму Министерства образования № 30-51-547/16 от 22.07.2002 г.
Актуальная тематика для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях
|
|
I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
Семья и ее роль в воспитании детей Воспитательный потенциал семьи.
Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье. Истоки глубинной привязанности в детско-родительскнх отношениях. Иерархия отношений в семье и основа семейного воспитания.
Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях н культуре родительства.
Типичные недостатки семейного воспитания н пути их преодоления. Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
Диалог в семейном общении.
Принципы творческой педагогики в семье.
Уклад жизни в семье
Современная семья, возможности и проблемы ее уклада.
Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родн-тельских отношениях.
Место традиций в современном семейном укладе.
Этика и эстетика семейного быта.
Возможности воспитания трудом в современной школе.
Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
Искусство создания детского праздника.
Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье. Традиции семейного чтения.
II. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка
Школа как открытая социально-педагогическая система.
Семья на пороге школьной жизни ребенка.
Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка. Модель работы социального педагога с семьей.
Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
III. Здоровый ребенок — здоровое общество
Понятие физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
|
|
IV. Особенности детской и подростковой психологии
Что такое личность? Иерархическое строение личности.
Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и
духовному развитию.
О развитии самосознания у детей и подростков.
Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности. Нравственный облик и поведение человека.
Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
Педагогическая запущенность подростка, се причины.
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей
за воспитание детей
Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
Правовая и экономическая защита личности ребенка.
Проблемы воспитания правовой культуры у детей.
Данные темы целесообразно использовать в проведении общешкольного родительского всеобуча аи протяжении нескольких лет.
Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели используют одну из основных форм работы классного руководителя (воспитателя) с родителями — родительское собрание. Практика показывает, что это самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча. На нем обсуждаются проблемы детей и родителей, коллектива класса, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в жизни класса, школы, каждого ребенка, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое-Педагог использует для этого традиционные организационные формы: PodiLmc.ibr.Kuu лекторий, «родительские университеты^ - - формы, способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образонательного учреждения к воспитанию детей. Подобная форма может проводиться как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятия наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями учащихся. Темы должны быть конкретные, например: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I (V, X, XI} класс?». Они определяются и доводятся до родителей заранее. В определении тематики целесообразно участие и родителей. Темы должны заинтересовывать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Актуальные в прошлом темы «Физическое воспитание школьников», -Нравственное воспитание в семье», «Трудовое воспитание в семье* не вызывают живого интереса у родителей сегодня. Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие как:
— Умеете ли вы любить своего ребенка?
— Знаете ли вы (понимаете ли) своего ребенка?
— Один день из жизни ребенка а семье.
— О пользе и вреде музыки.
— Телевизор: помощник или враг?
— Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовывать?
— В семье растет сын (дочь) и т-д. Примерная тематика общешкольного
родительского лектория:
— Школа и семья: как помочь друг другу?
— Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребенка и
родителей.
— Негативные явления: как их предотвратить?
— Здоровье нашею ребенка: советы, как его сохранить.
— Как помочь детям развить свои способности?
— Профессии, которые выбирают дети.
— О детской дружбе и т. д.
Презентации семе.йпого опыта,; родительские чтения — формы, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей, работы знаменитых педагогов и просвещение родителей. Эти формы дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Родительские чтения организуются после определения вопросов педагогики и психологии, которые наиболее волнуют родителей. Педагог вместе со специалистами
и школьным библиотекарем определяет литературу, с помощью которой родители могли бы найти ответ на поставленные вопросы, и рекомендует их прочитать. Через определенное время проводятся родительские чтения. Особенность родительских чтений — анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
— Семейное счастье —в чем оно?
— Наши семейные традиции.
— Наше свободное время.
— Труд в школе и семье.
— Секреты семейного воспитания.
- Трудно ли воспитывать детей?
— В здоровом теле— здоровый дух.
— Вместе весело шагать... и т. д.
Шкала для родителей, малые академии родителей (с учетим возраста и интересов родителей) — дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей (отдельно для молодых, многодетных родителей, нопо.'шых семей, отцое, бабушек, мам, семей «трудных детей» и т.д.), позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей.
В «Школе молодого родителя» можно построить работу с родителями так. Игра знакомств «Давайте познакомимся*.
— Результаты исихо лого- педагоги ческой диагностики. лМотивационная го
товность ребенка к школе». Советы родителям.
— Деловая игра «Поможем детям учиться».
— Дискуссия «Поошрения и наказания в семье: польза и вред».
— Практикум «Развитие речи и общения детей».
— Размышления родителей о воспитании, t Педагогические рецепты*.
Вечера вопросов и отпаетпоп проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики, юристы, социальные педагоги и др.). родители, с учетом возрастных особенностей детей. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Такие вечера уместно проводить для учащихся, а также совместные встречи.
Вопросы на подобных вечерах могут подниматься различные:
— Индивидуально-возрастные особенности детей... возраста.
— Отцы и дети: преодоление «вечного конфликта».
— Наркотики: как от них уберечься.
— Как научить детей правильно питаться?
Отец и сын не ладят: как помочь? — Ответственность перед законом: что нужно знать и детям и родителям? И др.
Педагогические практикумы, семинары — направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи Детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Для того что-оьт данная форма принесла результат, требуется серьезная подготовка, так как этому должна предшествовать большая диагностическая, подготовительная работа как самого педагога, так и родителей.
Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах:
— Как помочь ребенку стать внимательным?
— Как помочь детям в подготовке домашних заданий?
— Поощрение и наказание в семье.
- Нужно ли трудиться дома (в школе)?
— Конфликт в семье: как его преодолеть?
— Как помочь исправить тройки (двойки)?
— Как помочь одаренному ребенку?
— Как правильно общаться?
Особенно эффективны в работе с родителями нестан дартные формы, которые дают возможность родителям «попрактиковзтыя в воспитании», проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявлении и развития творческих способностей родителей и педагогов.
Возможные темы встреч:
— Учитель глазами родителей, родитель глазами учителя.
— Наша школа, какой мы ее хотим видеть.
— Вместе дружная семья.
— Друзья мои, прекрасен наш союз!
— Что мы можем вместе?
гКруглЪ1й стол», педагогический треугольник, родительский ринг — подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании. изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в школе, в семье. На обсуждение могут быть представлены проблемные ситуации, складывающиеся в семье, ситуации, которые складываются н самом классном коллективе. На одни и тс же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем изучаются и анализируются различные точки зрения. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Дискуссионные клубы; собрания-диспуты наделены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
Проигрывание педагогических ситуаций дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений.
Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку, которая включает в себя:
— изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогиче
ских запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для
обсуждения;
— консультирование классного руководителя со специалистами (психолога
ми, социальным педагогом и т.д.) с целью подбора ситуации для обсуждения;
— из числа педагогов, психологов, приглашенных специалистов создается
группа экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения:
— подобные формы начинаются с обсуждения точек зрения на проблему.
что позволяет определить противоположные и общие воззрения на нее. Затем
переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации-
Тематика подобных форм родительского просвещения многообразна и определяется при выявлении проблем в классе, семье, школе:
— Семейные проблемы. Как их решать?
— Пятнадцать лет. Это много или мало?
— Трудности адаптации. Как их преодолеть?
— Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение?
- Трудный ребенок. Какой он?
— Почему врут наши дети?
— Ответственность. Как сформировать ее у детей?
— Причины детской и взрослой агрессивности.
Педагогические мастерские, мастерские общения-- «психолого-театраль-нок действо», которое эмоционально и духовно переживается участниками в его процессе:
— Игры общения в семье.
— Как правильно воспитывать?
— Проблемы общения в детском коллективе.
— Мальчик -не девочка. Девочка — не мальчик.
— Наказание и поощрение.
— Педагогический такт родителей.
— Искусство любить детей.
Органияациоппо-деятелъносптые, деловые и ролевые игры дают возмож-
ность моделировать социальные отношения, отношения с д(гтьмн в коллективе. в семье:
— Школа — второй дом. Какой мы ее хотим видеть'.'
— Наша модель выпускника школы.
— Воспитание в школе глазами родителей.
— Родительский сонет. Его роль в школе.
— В роли сына или дочери.
— Легко ли папе (маме) — учителю?
— Вновь за школьной партой.
— Друг (подруга) моего сына (дочери).
Социально- пс изюлогиче с кие тренинги — активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, при этом эффективность и результаты тренингов возрастают. В тренинге участвует группа не более 12-15 человек. Тренинг должен включать 5-8 занятий. Обычно проводится психологом, социальным педагогом.
Совместные собрания вместе с детьми — формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям увидеть своих детей *с другой стороны», их возможности и таланты, достижения в школьной жизни:
— Способности ребенка, пути их развития.
— Мы и наши таланты.
— Взгляни на меня другими глазами.
— Вот и стали мы на год взрослее. Данные формы многообразны. Они поз
воляют взглянуть па возникшие проблемы с разных сторон, глазами специали
стов, педагогов, детей и родителей. В работе с родителями можно варьировать
темы, формы проведения, объединять различные формы в проведении одного
родительского собрания. Главное, чтоСы они затронули пап и мам, заставили их
еще раз пересмотреть свои точки зрения на воспитание своих детей, сравнить
и стать своему ребенку помощником н другом.
Родительские конференции, сходы, съезды — формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в вогпитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся на уровне класса, школы, микрорайона, района, города не более одного ра;(а в год. требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К началу конференции готовит фото-, изо-, книжные выставки, выставки детского и семейного творчества, перед конференцией объявляются всевозможные конкурсы. На конференции (съезде, сходе)
принимают™ определенные решения, намечаются мероприятия но заявленной проблеме, могут Сыть приняты обращения родителей. Примерные, вопросы, для обсуждения
— Роль родителей в мотивации к учебе, самообразованию и развитию по
знавательного интереса.
— Физическое и психическое здоровье ребенка — залог успешности в учебе.
• Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра.
— Хорошие родители. Кто они?
— Как научить ребенка любить и быть любимым.
— Роль отца в воспитании.
— Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений и нега
тивных явлений.
— сВажнеЙ всего — погода в доме". (Как избежать конфликтов в семье.)
— Роль семьи в выборе профессий.
- Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни.
• Вредные привычки. Как их преодолеть?
- Трудности школьного ученичества.
— Свободное время детей. Как em занять?
— Культура общения в семье и социуме и др.
TeMOtniPiecvue п индивидуальные консультации проводятся по запрогэм самих родителей лиГю при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер, требующих безотлагательною решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях С помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций — ребенка, родителей, педагога. окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее в доброжелательной атмосфере, должна быть направленность на положительную перспективу.
Возможные варианты тематических консультаций:
— Одаренный ребенок. Как ему помочь?
— Почему ребенок не учится?
— Как развить внимание (память, воображение) у ребенка?
— Единственный ребенок. Пути преодоления трудностей в семье.
- Как развить у ребенка желание читать.
— Поощрения и наказания. Каким им быть?
— Бабушка испортила мне сына. (дочь). Так ли это?
- Тревожность у ребенка. К чему это может принести?
— Проблемы общения в семье. Типы семейного воспитания.
— Грубость и непонимание в семье.
— Права и обязанности в семье.
Итак, цель психолого-педагогического просвещения, образования родится лей — помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми. что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей. Родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку я трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в сиоиХ
правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании. При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социалыю-воспитательного пространства.
Резулыативность данной работы может проявляться в различных аспектах:
— в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании:
— в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли
он себя в ней защищенным и находите ли в безопасности;
— в дознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а за
тем своей деятельности, родительской ответетвеншх:тн, распространяют!(ейсн
не только на своего ребенка, но и на других детей;
- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
— в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в
учебно-воспитательном процессе.
2.9. Срок действия настоящего договора пожег быть продлен по
согласию сторон эа__ __ до его истечения.
2.10. Настоящий договор можег быть расторгнут досрочно:
по инициативе приемных родителей при наличии уважительных при (болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), изменений семак* ного или имущественного положения);
по инициативе органа опеки и попечительства в случаях возникновенн
приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и гл
зования ребенка (двтей), или в случае возвращения ребенка (детей) родител
или в случае усыновления ребенка (детей). '
2.11. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых им
одинаковую юридическую силу.
При невыполнении условий настоящего договора стороны вправе его пят торгнуть (указать условия расторжения договора).
Приемные родител и (ль) |
(фамйлйяТ |
ПОДПИСЬ- |
Орган опеки и попечительства (расчетный счет, адрес)
(фамилия, должность)
подпись__________________
Приложение №2 К Положению о приемной семье
УДОСТОВЕРЕНИЕ N
(примерная форма) Настоящее удостоверение выдано гр-ну(ке)—
(фамилия, имя, отчество)
13. О ДЕТСКОМ ДОМЕ СЕМЕЙНОГО ТИПА
Постановление Правительства Российской Федерации
от 19 марта 2001 г. №195*
В целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, ^ставшихся Сез попечения родителей. Правительство Российской Федерации постановляет:
1 Утвердить прилагаемые Правила организации детского дома семейного типа.
2. Установить, что Перечень заболеваний, при наличии которых лицо
не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство),
взять в приемную семью, утвержденный постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 мая 1996 г. №542 (Собрание законодатель
ства Российской Федерации, 199G, №19, ст. 2304), распространяется на
лиц. осуществляющих воспитательную деятельность в детских домах се
мейного типа.
3. Дополнить пункт 1 Перечня образовательных и других учрежде
ний, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает
право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска, предусмотрен
ного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентяб
ря 1994 г. №1052 «Об отпусках работников образовательных учрежде
ний и педагогических работников других учреждений, предприятий и
организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994,
№21, ст. 2397), словами «детские дома семейного типа».
Председатель Правительства Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
(адрес) в том, что он(она) в соответствии с договором о передаче ребенка (детей) на
воспитание в приемную семью_________________ ._______________________
от «__»_____ _1Э__ г. №___ является приемным родителем несовершеннолет
них детей
(фамилия, имя, отчество, год рождения каждого ребенка) Орган опеки и попечительства
Подпись.
(фамилия, должность)
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 марта £001 г. А'* 195
Правила организации детского дома семейного типа
1- Настоящие Правила определяют порядок организации детского дома семейного типа.
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся •з попечения родителей (далее именуются —дети), в условиях семьи.
2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при жела-ии °боих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и
* См.: Вестник образования России. 2001. № 10. С. 8.
14. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ