(Составлен по: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1964)
| Замечание | – выговор, указание на ошибку |
| Интонация | – повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего. |
| Инструкция | – сформулированная в слове последовательность действий. |
| Ирония | – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. |
| Команда | – краткий устный приказ. |
| Нравоучение | – поучение, внушение нравственных правил. |
| Нотация | – наставление, выговор. |
| Ободрение | – внушение бодрости, поднятие настроения. |
| Порицание | – выговор, осуждение. |
| Поощрение | – то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше. |
| Просьба | – обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания. |
| Распоряжение | – 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо. |
| Угроза | – запугивание, обещание причинить зло. |
| Указание | – наставление, разъяснение, указывающее как действовать. |
| Упрек | – неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь. |
| Юмор | – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь. |
Приложение 5.
Шкала оценок для измерения реактивности ученика Я. Стреляу [69]
Инструкция наблюдателю: Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения:
1 – наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие);
3 – средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства;
5 – самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством). Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения суммируйте все баллы.
| 1. Способен ли учиться длительное время без перерыва (например, в течение нескольких часов) | Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки. | 1 2 3 4 5 | Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления. |
| 2. Способен ли к устойчивой концентрации внимания? | Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. | 1 2 3 4 5 | Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия. |
| 3. Обладает ли стойкостью перед неудачами? | При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует. | 1 2 3 4 5 | При неудачах еще больше мобилизуется, не разочаровывается, не проявляет нервозности. |
| 4. Охотно ли выполняет ответственную работу? | Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. | 1 2 3 4 5 | Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия. |
| 5. Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? | Шум, разговоры и пр. мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. | 1 2 3 4 5 | Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно. |
| 6. Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? | Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. | 1 2 3 4 5 | Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех. |
| 7. Ведет ли себя так же как обычно, в присутствии начальства? | В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных посещений. | 1 2 3 4 5 | Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие. |
| 8. Проявляет ли нервозность перед важным заданием? | Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы, Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач. | 1 2 3 4 5 | Контрольные работы или экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их, ведет себя как обычно, не нервничает. |
| 9. Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? | Избегает продолжительных утомительных действий, гораздо больше любит выполнять легкие, не слишком захватывающие задания. | 1 2 3 4 5 | Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий. |
| 10. Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? | Легко травмируется под влиянием тяжелых и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. | 1 2 3 4 5 | Тяжелые жизненные ситуации (болезни, смерть близких людей, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя». |
Приложение 6.






