Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий

(Составлен по: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1964)

Замечание – выговор, указание на ошибку
Интонация – повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего.
Инструкция – сформулированная в слове последовательность действий.
Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
Команда – краткий устный приказ.
Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.
Нотация – наставление, выговор.
Ободрение – внушение бодрости, поднятие настроения.
Порицание – выговор, осуждение.
Поощрение – то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше.
Просьба – обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания.
Распоряжение – 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо.
Угроза – запугивание, обещание причинить зло.
Указание – наставление, разъяснение, указывающее как действовать.
Упрек – неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь.
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

Приложение 5.

Шкала оценок для измерения реактивности ученика Я. Стреляу [69]

Инструкция наблюдателю: Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения:

1 – наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие);

3 – средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства;

5 – самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством). Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения суммируйте все баллы.

1. Способен ли учиться длительное время без перерыва (например, в течение нескольких часов) Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки.   1 2 3 4 5 Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления.
2. Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий.   1 2 3 4 5 Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.
3. Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует.   1 2 3 4 5 При неудачах еще больше мобилизуется, не разочаровывается, не проявляет нервозности.
4. Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется.   1 2 3 4 5 Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия.
5. Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и пр. мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения.   1 2 3 4 5 Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.
6. Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы.   1 2 3 4 5 Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.
7. Ведет ли себя так же как обычно, в присутствии начальства? В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных посещений.   1 2 3 4 5 Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.
8. Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы, Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач.   1 2 3 4 5 Контрольные работы или экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их, ведет себя как обычно, не нервничает.
9. Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Избегает продолжительных утомительных действий, гораздо больше любит выполнять легкие, не слишком захватывающие задания.   1 2 3 4 5 Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий.
10. Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? Легко травмируется под влиянием тяжелых и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие.   1 2 3 4 5 Тяжелые жизненные ситуации (болезни, смерть близких людей, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя».

Приложение 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: