Акцентирование мыслей учащихся (АМ)
Учитель внимателен к высказываниям школьников: убедительно показывает, что согласен с ними, комментирует, развивает их представления и мысли, дополняет; в иных случаях тактично опровергает, не упуская возможности отметить позитивные моменты ответов. Совершает педагогические действия с установкой на понимание мыслей учащихся.
Принятие чувств школьников (ПЧ)
Учитель приобщается к эмоциональному состоянию учащихся или отдельного школьника. Совершает педагогические действия с установкой на эмоциональное «понимание» учащихся, эмпатию по отношению к ним. Учитель утешает школьника, у которого что-то не получается, выразительно хвалит слабого ученика за предельно скромный успех, смеется вместе с детьми, если это никого не обижает и пр. Учитель в своем общении делает «поправки на детство», которые не препятствуют достижению педагогических целей, а, в конечном счете, помогают.
Выражение удовлетворенности (ВУ)
Педагог одобряет, хвалит или как-то иначе эмоционально поощряет школьников за удачную мысль, хорошо выполненную работу. Диапазон педагогических реакций в этом плане чрезвычайно широк: мимические выражения, одобрительное кивание головой, произнесение слов с соответствующей интонацией («Далее!», «Продолжай!» и т.д.), одобрительные высказывания о действиях учащихся, похвала, относящаяся к отдельному школьнику, части класса или классу в целом. Сюда же относятся оценочные суждения при выставлении отметок.
Обращение к мнению учащихся (ОМ)
Учитель стимулирует инициативу, вызывает школьников для ответа по желанию, интересуется мнением учащихся по некоторым аспектам совместной работы, вносит коррективы в урок по просьбе учащихся, предлагает задания на выбор и т.д. Учитель приобщает школьников к формулированию целей уроков или его фрагментов, пересмотру этих целей под влиянием обстоятельств. Учитель создает впечатление у школьников об их причастности к ведению урока, сотрудничает с учениками.
Указания, распоряжения (УР)
Связаны с ведением урока, организацией работы учащихся. Сюда относятся «организационные моменты», вызовы школьников для ответа без проявления желания с их стороны. Учитель тоном подчеркивает свою ролевую позицию педагога, установку на общение «сверху вниз». Сюда, однако, не относятся случаи выражения недовольства и дисциплинирующие воздействия.
Выражение недовольства (ВН)
Учащиеся или отдельный ученик могут не выполнить или недостаточно качественно выполнить задание учителя, осуществить некоторые отдельные действия, не соответствующие ожиданиям педагога. Однако в этой позиции анализа речь идет не о самих фактах такого рода, а о способах выражения негативного отношения к ним со стороны педагога (Соответствующие мимика, интонация, стиль и форма речевого высказывания и др.).
Дисциплинирующие воздействия (ДВ)
Имеются в виду паузы, предназначенные учителем для установления тишины; призывы и требования к учащимся прервать формы поведения, мешающие ведению урока; замечания в связи с нарушениями дисциплины, предупреждения и угрозы по этому поводу; наказания; любые действия, устраняющие условия для нарушений – пересаживание школьников, изъятие предметов и пр.
Конфликтные взаимодействия (КВ)
Возникают между учителем и учащимися и проявляются в различных формах неподчинения требованиям педагога, препирательствах, взаимной грубости и т.д.
При посещении урока с целью анализа педагогического общения составляется протокол наблюдения. Психолог анализирует высказывания и действия учителя путем отнесения их к одной из позиций и отмечает ее проявление в таблице.
Таблица 3.
Позиции анализа Временной отрезок (структурный компо- нент урока*) | АМ | ПЧ | ВУ | ОМ | УР | ВН | ДВ | КВ |
1 – 5 мин. урока Проверка домашнего задания | ||||||||
6 – 12 мин урока Объяснение нового материала | ||||||||
13 – 24 мин урока Закрепление новой темы путем упражнений | ||||||||
25 – 39 мин Самостоятельная работа учащихся | ||||||||
40 мин Запись домашнего задания | ||||||||
Всего в течение урока |
* Выделение структурных компонентов и хронометраж производятся наблюдателем в соответствии с реальным анализируемым уроком
Приложение 3.