Схема анализа речевого взаимодействия с детьми дошкольного возраста на занятии (по Т.И. Чирковой)

При общении воспитателя с детьми дошкольного возраста на организованных занятиях выделяют следующие категории речевого взаимодействия:

Реакция педагога на действия детей 1. Высказывания, направленные на создание определенного настроя на занятии: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны в мягкой форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или порицания.
2. Похвала или одобрение действий, ответов детей, их поведения, одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление.
3. Принятие и использование высказываний детей. Уточнение или разработка высказанных ребенком мыслей, их дополнение и уточнение. Если воспитатель переходит к изложению новой информации, следует перейти к категории
Собственная инициатива педагога 4. Задавание вопросов в целях получения от ребенка ответа: 4а) вопросы методически целесообразные; 4б) вопросы методически нецелесообразные. К данной категории не относятся вопросы, в которых выражается неодобрение (категория 7), например: «Ну, долго тебя еще ждать?»
5.Рассказ, сообщение информации.
6. Распоряжения приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться: 6а) указания, необходимые в данной ситуации, сделанные в спокойной форме; 6б) указания нецелесообразные, сделанные в резкой категоричной форме.
7. Критические замечания. Цель – пресечь, изменить действия ребенка; отрицательная оценка ответов. Язвительные замечания, недовольные жесты, гневные взгляды.
Разговор детей 8. Ответы ребенка на вопросы педагога.
9. Высказывания ребенка по собственной инициативе; ребенок задает вопрос, подводит к новой теме разговора; выходит за рамки заданной на занятии ситуации; проявляет творчество.
10. Молчание, замешательство, паузы; высказывания, смысл которых остается неясным наблюдателю.

Речевое общение педагога с детьми на занятии может быть записано в форме протокола наблюдения.

  Категории анализа Временной отрезок (структурный ком-понент занятия*)                
1 – 4 мин. занятия Актуализация знаний и опыта детей                        
5 – 9 мин. занятия Сообщение педагога по теме занятия                        
10 – 16 мин. занятия Предметно-практическая деятельность детей по теме занятия                        
17 – 20 мин. занятия Беседа с детьми. Подведение итогов занятия                        
Всего в течение занятия                        

*Выделение структурных компонентов и хронометраж производятся наблюдателем в соответствии с реальным анализируемым занятием.


Приложение 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: