Таблица.
Ранговое место воздействия при высоком уровне понимания учеников | Виды словесных воздействий | Ранговое место воздействия при низком уровне понимания учеников | Слова, высказывания или иного вида воздействия на разных этапах уроках | Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого учителя | Ранговое место того или иного вида воздействий у наблюдаемого учителя |
- | Нравоучение | ||||
- | Нотация | ||||
Обращение по фамилии | |||||
Повышение тона | |||||
- | Дисциплинирование – приказ | ||||
- | Замечание – вопрос | ||||
- | Угроза | ||||
Команда | |||||
- | Упрек | ||||
- | Просьба | ||||
Распоряжение | |||||
Инструктирование | |||||
Поощрение | - | ||||
Юмор | - | ||||
Ободрение | - | ||||
Диалог | - | ||||
Порицание | - | ||||
Ирония | - |
При проведении наблюдения в графу 4 записываются слова, обращения, высказывания учителя, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий. При трудностях отнесения тех или иных высказываний к определенному виду, их следует записать отдельно, а затем воспользоваться словарем терминов.