double arrow

Этапы развития музыки

В своем развитии музыка, как и поэзия, отмечает три этапа развития. Первый этап определяется чаще всего термином «фольклорный». В европейской культуре понятие «музыкальный фольклор» часто используют как синоним к понятиям «народная», «этническая» или «музыкальная культура нецивилизованных народов». Стадия фольклора отличается такой коммуникацией, когда слушатель и исполнитель не разделены - все являются соучастниками музыкального действа и включены в некий ритуал.

Музыкальный фольклор тесно связан с народным бытом (охота, рождение ребенка, свадьба, похороны), трудовым процессом, календарными праздниками, обрядами, играми. По своей природе он синкретичен, так как сочетает в себе пение и звучание музыкальных инструментов. В первобытных обществах он был неотделим от слов и телодвижений. Наряду с крестьянским музыкальным фольклором, хорошо сохранившимся в культуре России, существует и городской музыкальный фольклор. Это уже «профессиональное народное искусство», которое появляется лишь в развитых сообществах. Для фольклорного этапа характерна устная форма трансляции музыкальных «текстов», отсутствие форм письменной их фиксации и неразвитость музыкально-теоретических понятий, специальных музыкальных учений.

Второй этап определяется по-разному, как «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная». В ней музыкант-профессионал отделен от слушателей. Его отличает стремление к фиксации музыкального «текста», чаще всего с помощью слова, но не в процессе распевания безымянных народных стихов, а специально сочиненных литературных текстов.

На третьем этапе устная форма общения заменяется письменной и появляются три участника процесса музыкальной коммуникации: композитор-исполнитель-слушатель. Такой взгляд определяет традиционно-европейское понимание музыки в наши дни. Именно в Западной Европе на рубеже 16-17 вв. возникло авторское, композиторское музыкальное творчество. Музыка стала записываться в стабильном нотном тексте и появилась необходимость исполнения записанного и отделенного от создателя «нотного текста». Музыкальное сочинение (композиция, опус) приобрело возможность самостоятельного существования, что было вызвано появлением нотописи и развитием инструментальных форм музыки.

На данной стадии стало выделяться исполнительское музыкальное искусство - одна из самых значимых сфер реализации музыки во всех культурах и на всех стадиях ее существования. При этом возникает ярко выраженная потребность в индивидуальной трактовке, варьировании, аранжировке одного и того же фиксированного в нотном тексте музыкального произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: