К концу 20 в. меняется отношение к музыке в целом. Она перестает рассматриваться как явление, стоящее в ряду с другими искусствами, а осмысляется как часть культуры (молодежной, народной, крестьянской, городской, массовой, элитарной, европейской, американской, африканской, японской, восточной, русской и др.).
Что такое музыка сегодня?
. Музыкальные структуры, которые определяли язык классической музыки, разрушились. Новые стилистические направления, когда в качестве художественного «произведения» начал выступать исходный материал музыки - нетрадиционным образом организованный во времени звук и ритм - способствовали расширению концепции музыки. Теперь к элементам музыкальной структуры стали причисляться не только «музыкальный звук», «интервал» или «тембр», но и «шум», «кластер», «скрип», «крик», «топот» и множество других звуковых явлений искусственного или природного происхождения.
Более того, в качестве музыки начало осмысляться отсутствие звучания, т.е. - пауза, тишина. В этом отразился интерес некоторых европейских и американских музыкантов к медитативно-религиозным практикам Востока, изучение ими философии дзэн-буддизма, ислама, индуизма, влияние теософских концепций на понимание природы музыки.
|
|
Современные представления о музыке формируются в мультикультурном пространстве, суммируя наши знания о различных культурных средах, пластах, традициях, где музыка обязательно имеет место. Используются возможности широкого межкультурного обмена не только собственно музыкальными артефактами (сочинениями, инструментами, учениями, концепциями, музыкантами, техникой и пр.), но и различными духовными ценностями общекультурного порядка, которые затрагивают такие «музыкально-процессуальные сферы» природы Человека, как его способность к чувственно-эмоциональным переживаниям, длительным психическим состояниям, механическому движению и движениям души, к мышлению, речению. Все культурное разнообразие этих процессов, известное нам сегодня в географическом и историческом пространстве мировых культур и цивилизаций, значительно влияет на современную музыкальную практику (практики), на создание и восприятие музыки и на представления о том, что такое музыка. Очертания новой глобальной культуры вырисовывают нам сегодня стремление не столько к однообразию и унификации, возникающих на Земном шаре музыкальных явлений, сколько к их разнообразию и неповторимости в самых различных формах организации человеком проявленных и непроявленных звучаний.
В настоящее время наши представления о музыке значительно расширяются и изменяются. Этому способствовал ряд процессов, получивших распространение в 20 веке: развитие звуковых технологий (звукозапись и техническое воспроизведение музыки, возникновение электро-музыкальных инструментов, синтезаторов, музыкально-компьютерных программ);
|
|
знакомство с музыкальными культурами различных народов мира;
интенсивный обмен музыкальной информацией между странами, народами и континентами (музыкальные программы на радио, телевидении, гастроли музыкальных коллективов, международные музыкальные фестивали,, использование Интернета и др.);
признание музыкальных интересов и вкусов разнообразных социальных групп в обществе.
В 20 веке возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки Появляются представления о различных «музыках», охватывающих более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений:
Классическая (или серьезная) - профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16-17 вв.) и в средние века;
Популярная - массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.
Внеевропейская (неевропейская) - музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации Запада
Этническая (традиционная) — фольклорные (и устно-профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.
Эстрадная (или легкая) - музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.
Джаз - подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.
Рок - музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь - гитар.
Авангардная (экспериментальная) - общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в.
Альтернативная - новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки
Многие виды музыки определяются:
по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т.д.
по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.;
по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная.
Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками.
Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард - в классической музыке;
рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул - в джазе;
тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж: — в рок-музыке и т.п.