Федеральное Собрание – Парламент России, конституционные основы организации и деятельности

Основу организации и деятельности парламента Российской Федерации составляют совокупность понятий и общих принципов, которые очерчивают статус Федерального Собрания Российской Федерации, определяют его организацию (структуру) и основные направления деятельности.

К числу базовых понятий, предопределяющих изучение Федерального Собрания, относятся, по меньшей мере, пять: 1) государственная власть (органы государственной власти); 2) представительная власть; 3) законодательная власть; 4) парламент; 5) парламентаризм.

Вся совокупность органов законодательной и представительной власти, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации строится в целом на общих принципах, учитывает опыт мирового парламентаризма, теории представительных и законодательных учреждений и их российскую специфику.

Органы государства могут подразделяться на четыре вида: 1) органы государственной власти; 2) органы государственного управления; 3) органы суда; 4) органы прокуратуры. Иногда выделялись еще два самостоятельных вида: органы народного контроля и органы государственного арбитража.

В концепции полновластия Советов, их природы и характера как "работающих корпораций", соединяющих законодательство, исполнение законов и контроль, были воплощены такие черты пролетарской демократии, как неразрывная связь депутатов с трудовыми коллективами и избирателями, их участие не только в обсуждении и утверждении нормативных актов, но и в их реализации, в деловой, практической работе по управлению государством. Конституция Российской Федерации 1993г. принципиально по-иному разрешила вопрос о государственной власти и о совокупности органов, осуществляющих эту власть. Прежние конституции связывали осуществление государственной власти только с Советом народных депутатов, а остальные государственные органы (органы исполнительной власти, судебные органы) в названный связи в них даже не упоминались. Конституция Российской Федерации 1993г. совсем по-другому решила, во-первых, вопрос о государственной власти, подчеркнув, что она осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых, в Конституции Российской Федерации в соответствии с этим принципом выделены органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые самостоятельны. Концептуальное нововведение, установленное Конституцией РФ 1993 г., состоит в том, что названные органы, как в совокупности, так и взятые в отдельности являются органами государственной власти.

Общеизвестно, что государственная власть является разновидностью власти социальной. Причем, будучи весьма сложным и многогранным явлением, она может проявляться в разных качествах, обладать определенными признаками.

С одной стороны, это средство социального управления, представляющее собой отношение между людьми и организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив).

С другой стороны это отношение, обеспечивающее выявление и преобладание властной воли, связанное со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица. В целях реализации своих функций власть использует особую систему средств и методов воздействия. В этой связи следует отметить ряд аспектов, которые позволяют сделать вывод о незавершенности построения системы органов государственной власти в ныне действующей Конституции Российской Федерации. Так, выделение всех государственных органов на три группы по принципу разделения властей создает проблемы, порой трудно разрешимые. Очевидное невхождение Президента Российской Федерации в эту триаду привело к тому, что большинство авторов пишут о президентской власти как о самостоятельной форме власти, хотя это выходит за рамки Конституции Российской Федерации. Не очень ясно, как быть с органами федеральной исполнительной власти. По ст. 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.

Однако зачастую федеральными органами исполнительной власти называют министерства, федеральные службы и другие отраслевые органы.

В триаду ветвей власти не вписываются такие государственные органы, как Центральный банк Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия, Счетная палата Российской Федерации и еще ряд органов. Искусственно попала в главу о судебной власти Прокуратура Российской Федерации. Все эти и другие неясности действующей Конституции Российской Федерации следует решать путем внесения в нее соответствующих поправок.

Учитывая вышеизложенное, с некоторой долей условности можно сказать, что в целом в соответствии с конституционным принципом разделения властей осуществляется деление органов государственной власти на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из названных групп органов и есть вид органов государственной власти.

Особое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент Российской Федерации как глава государства.

Это принципиально новый для России государственный институт, который имеет существенное влияние на всю систему государственных органов. Президент Российской Федерации самостоятелен в организационном отношении и прямо не принадлежит ни к одной из ветвей власти, но обеспечивает их согласованное функционирование.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Они состоят из парламента Российской Федерации и парламентов субъектов Российской Федерации. Это постоянно действующие органы государственной власти. Главная их задача — законодательство и иное правотворчество, а также рассмотрение и решение других важных вопросов их компетенции. В своих решениях они выражают государственную волю многонационального народа России и придают ей общеобязательный характер. Эти органы имеют различные наименования, количественный состав и организационную структуру, а также применяют свойственные им формы деятельности.

Типичной формой их функционирования являются общие собрания депутатов (сессии), на которых рассматриваются и решаются вопросы их компетенции.

Органы исполнительной власти отличаются значительными особенностями как с точки зрения выполняемых ими функций, так и организационного строения, а также форм деятельности. Прежде всего, это, как правило, назначаемые органы. Выборность в силу специфики, характера и выполняемых функций применяются в органах исполнительной власти в ограниченном объеме. Основная особенность деятельности, осуществляемой данными органами, — ее практический организующий характер, направленный на выполнение (исполнение) Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов.

Специфическую разновидность органов государственной власти представляют органы судебной власти, то есть суды. Важнейшая особенность судебной власти и ее органов (судов) состоит в осуществлении правосудия, являющегося содержанием деятельности данной конституционно выделенной власти. Деятельность судов имеет специализированный правоохранительный характер. Она направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции Российской Федерации основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. После того, как охарактеризована государственная власть и ее носители, обратимся к понятию "представительная власть". Самый общий ее признак вытекает из сооружения ст. 3 Конституции Российской Федерации: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, то есть через своих представителей.

Полное представительство присуще только коллективному органу, в котором представлены все " слои" народа, все его нации и народности, все его регионы. Понятие " представительный" закрепилось за тем органом, который количественно и качественно призван представлять народ в решении государственных вопросов, вопросов местного самоуправления, вопросов какого-либо сообщества. Именно этому качеству удовлетворяют парламенты вообще и Федеральное Собрание Российской Федерации, в частности.

В организационном отношении Федеральное Собрание Российской Федерации удовлетворяет всем требованиям представительного органа. Вместе с тем возникает вопрос об идентичности понятий "представительный" и "законодательный" орган. Некоторые исследователи употребляют эти термины явно ошибочно, когда пишут, имея в виду Федеральное Собрание Российской Федерации, "представительный" и "законодательный" орган, а также когда пишут, имея в виду Федеральное Собрание РФ, "представительный (законодательный) орган", В ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание названо "представительным и законодательным органом". И такое понимание вопроса представляется наиболее правильным.

История знает много случаев, когда законодательствует совсем не представительный и даже никем не избираемый орган. В современных цивилизованных государствах распространено так называемое "делегированное" законодательство, что также свидетельствует о возможности несовпадения понятий "представительный" и "законодательный". В советский период российской истории активно законодательствовал Президиум Верховного Совета РСФСР, будучи, разумеется, представительным органом.

Организация и деятельность органов государственной власти осуществляется на основе определенных принципов - основополагающих начал построения и функционирования органов государственной власти, которые получили свое закрепление в Конституции Российской Федерации и в соответствующих федеральных законах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: