Верховный Суд Российской Федерации порядок формирования, полномочия

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он является высшим органом как для федеральных гражданских, военных и специализированных судов обшей юрисдикции, так и для судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий Верховного Суда РФ и аппарата Верховного Суда РФ. При нем также функционирует Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе Верховного Суда РФ действуют следующие судебные коллегии: Судебная коллегия по уголовным делам; Судебная коллегия по гражданским делам; Военная коллегия; Кассационная коллегия.

Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, его заместителей и членов Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ; для заместителя председателя Верховного Суда РФ дополнительно требуется наличие положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

Исходя из положений ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» Верховный Суд РФ:

■ в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств);

• изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел;

• осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

• разрешает в пределах своих полномочий вопроса, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ. Пленум Верховного Суда РФ рассматривает и решает вопросы о внесении представлений (законопроектов) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы.

Прежде чем внести законопроект о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, на рассмотрение в Государственную Думу, должно быть получено заключение Правительства РФ (ст.!04 Конституции РФ).

Кроме перечисленных в Конституции РФ и Законе РСФСР ♦О судоустройстве РСФСР» видов осуществляемой Верховным Судом РФ деятельности ему предоставлены также права:

1) устанавливать количество военных судов и численность судей военных судов (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

2) принимать решение об изменении территориальной подсудности уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрезвычайное положение (ч. 3 ст. 36 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»);

3) представлять на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»);

4) обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст. 84, 88 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

5) по просьбе учреждения иностранного государства, от которого исходит поручение о правовой помощи, решать вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессуального законодательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации (п. 7 ч. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней»);

6) должен получать:

• доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за год (ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);

• постановления и заключения Конституционного Суда РФ, которые должны направляться в адрес Верховного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания (ч. 2 ст. 77 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

7) готовить заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления (ст. 108 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Помимо прав у Верховного Суда РФ есть и обязанности. Так, Верховный Суд РФ, как минимум, обязан:

а) не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть жалобу политической партии, избирательного блока об исходящем от Центральной избирательной комиссии РФ отказе в выдаче заверенных копий списков кан­дидатов (ч. 9 ст. 41 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

б) не позднее чем в 5-дневный срок рассмотреть жалобу на решение Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации (ч. 12 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

в) принимать участие в согласовании с соответствующим субъектом РФ общего числа мировых судей и количества судебных участков в этом субъекте РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»);

г) установить порядок определения стажа работы судьи для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: