Конституционный Суд Российской Федерации порядок формирования, полномочия

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ играет важную роль в правовой системе РФ, в системе сдержек и противовесов. Решая исключительно правовые вопросы, Конституционный Суд РФ неразрывно связан с политической действительностью своего времени. Задача суда - интерпретировать и вырабатывать ключевые правовые позиции, которые должны соответствовать своему времени.

Конституционный Суд осуществляет свои полномочия в целях защиты основ конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

В то же время Конституционный Суд в определенном смысле творит право, влияет на волю законодателя и правоприменителя, создает прецеденты толкования Конституции и федеральных законов. Конституционный Суд не ограничивается толкованием Конституции, он развивает конституционно-правовую доктрину мотивацией принятых им решений, уточняет смысл и содержание конституционных норм, обеспечивает реализуемость Основного закона государства. Непосредственно решения Конституционного Суда РФ выступают в качестве источников конституционного права России.

Высокий статус Конституционного Суда РФ определяется и тем, что он выступает в качестве общенационального арбитра, разрешая споры и улаживая юридические разногласия между различными органами государственной власти. В этом смысле Конституционный Суд — гарант конституционных ценностей, инструмент защиты основ конституционного строя.

Вышеперечисленные положения обуславливают актуальность выбранной темы.

Настоящая работа представляет собой анализ действующего законодательства РФ в отношении Конституционного Суда РФ, определяющего его компетенцию, принципы конституционного судопроизводства, структуру и порядок формирования Конституционного Суда, а также порядок принятия решений.

Цель работы - исследовать правовые аспекты формирования и деятельности Конституционного суда РФ.

В курсовой работе поставлены следующие задачи:

- определить полномочия Конституционного суда РФ;

- дать характеристику принципам конституционного судопроизводства;

- рассмотреть виды и порядок принятия решений Конституционного Суда РФ;

- проанализировать особенности организации Конституционного суда РФ.

Глава I. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации.

§ 1 Понятие и виды полномочий Конституционного Суда РФ.

Основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина установлены соответственно главами 1 и 2 Конституции. Верховенство и прямое действие Конституции является одной из основ конституционного строя РФ(часть 1 статьи 15 Конституции). В связи с этим статья 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» ориентирует Конституционный Суд защищать, прежде всего, основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции на всей территории РФ, а затем уже и другие положения Конституции.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ (статья 125 Конституции РФ):

· федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

· конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

· договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

· не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд может проверить конституционность не любых нормативных актов субъектов РФ, а лишь тех, которые:

1) Нормативны. Нормативность акта определяет издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений;

2) Изданы по предметам ведения РФ, по которым субъекты РФ не вправе принимать свои акты в силу части I статьи 76 Конституции, или полномочиям РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, указанным в статьях 71 и 72 Конституции.

Для проверки конституционности ФЗ или ФКЗ Конституция и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не устанавливают критерия их нормативности. Следовательно, Конституционный Суд может проверить конституционность и ненормативного положения закона.

В тоже время акты Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (их отдельные положения) могут рассматриваться Конституционным Судом только в случае, если они нормативны.[1]

В своей деятельности Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции (статья 125 Конституции РФ):

· между федеральными органами государственной власти;

· между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

· между высшими государственными органами субъектов РФ.

Согласно ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, Уполномоченный по правам человека РФ, Генеральный прокурор, Министр юстиции, органы местного самоуправления РФ.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Согласно стать 96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллегиальной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

А также Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Без обращения, то есть по своей инициативе, Конституционный Суд не вправе рассматривать какие-либо дела.

Согласно статье 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Ограничение Конституционного Суда в праве законодательной инициативы вопросами своего ведения не означает, что только ему принадлежит инициатива изменения законоположений о Конституционном Суде. Другие субъекты права законодательной инициативы - Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство, законодательные органы субъектов РФ - могут вносить в Государственную Думу законопроекты и по предметам ведения Конституционного Суда.[2]

Решение Конституционным Судом исключительно вопросов права (статья 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») означает, что он должен максимально воздерживаться от решения политических вопросов.

Конституционный Суд — не просто орган государства, который осуществляет политическую власть; он один из высших органов государственной власти РФ, неформально возглавляющий судебную систему и имеющий возможность фактической отмены актов Президента, определяющего основные направления внутренней и внешней политики РФ (часть 3 статьи 80 Конституции РФ). Поэтому Конституционный Суд, решая вопросы права, вынужден одновременно решать и политические вопросы.[3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: