Студент должен:
иметь представление:
– о понятии мировой экономики в широком и узком смыслах;
– о перемещении ресурсов в мировом хозяйстве;
– о либерализации международной экономической деятельности;
– о деятельности Всемирной торговой организации (ВТО);
– о концепции мировой торговли А. Смита и Д. Рикардо;
– о протекционизме и фритредерстве;
знать:
– принцип международного разделения труда;
– понятия экспорта, импорта, внешнеторгового оборота и торгового баланса;
– инструменты внешнеторговой политики государства;
уметь:
– связать интернационализацию производства с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК);
– показать роль России в системе современных международных экономических отношений.
Определение мирового (всемирного) хозяйства. Понятие мировой экономики в широком и узком смыслах. Международные экономические отношения. Перемещение ресурсов: международное движение капитала, международная миграция рабочей силы, международная передача технологий. Международное разделение труда. Интернационализация производства. ТНК. Экономическое сотрудничество и интеграция. Либерализация экономической деятельности. Открытая и закрытая экономика.
Международная (мировая) торговля. ВТО. Экспорт и импорт. Внешнеторговый оборот. Чистый экспорт. Связь чистого экспорта с объемом национального продукта. Торговый баланс. Концепции мировой торговли А. Смита и Д. Риккардо. Протекционизм и фритредерство. Инструменты внешнеторговой политики государства: таможенные пошлины (тарифы) и нетарифные ограничения (нетарифные барьеры).
Россия в системе современных международных экономических отношений.
Раздел 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 6.1. Социальная структура общества
Студент должен:
иметь представление:
– нормативно-ценностной и категориальной моделях социальной структуры общества;
знать:
– определение социальной структуры общества;
уметь:
– сопоставлять социальные отношения, социальные связи и социальные взаимодействия.
Определение социальной структуры общества. Социальные отношения, связи и взаимодействия. Социальный динамизм и социальная стабильность.
Нормативно-ценностная модель социальной структуры: социальная подструктура и культурная подструктура. Категориальная модель социальной структуры: классы, социальные слои, профессиональные группы.