И изучения научной и учебной литературы

Чтение – сложный вид деятельности, подразделяющийся на технику чтения (выработку навыков чтения и скорочтения) и творческую составляющую, связанную с извлечением из текста необходимой информации.

Каждый студент вырабатывает свой метод работы с текстом (МРТ), но методологические основы едины, и их можно освоить.

Сущность МРТ [1] состоит:

– в постепенном формировании общей мыслительной и рефлексивной культуры,

– в построении максимально общих понятий, выполняющих функцию средств понимания,

– в переходе от воспроизведения точки зрения к использованию результата в постановке и решении задач и проблем.

Изначально читатель пребывает в позиции понимающего, который должен согласиться с точкой зрения автора. Он, так же как и автор, зависит от внутреннего субъективного мира, реагирования на внешние и внутренние факторы.

Поэтому первичный результат понимания неизбежно является случайным и нуждается в поправках и уточнениях. Для этого необходимо либо повторное изложение мысли автора (перечитывание трудных мест), либо построение схемы-конспекта (одна из значимых функций конспектирования), либо построения схематического изображения. Более подробно с МРТ можно познакомиться в книге О.С. Анисимова «Метод работы с текстами и интеллектуальное развитие» [1].

В общем виде чтение учебной и научной литературы может быть представлено как сочетание сфер, ориентированных на заданный результат [10]:

Мотивационная сфера Получение научной информации
Чтение Аналитико-синтетическая сфера Восприятие и понимание информации
  Исполнительная сфера Анализ, обобщение полученной информации

По глубине проникновения в содержание различают следующие виды чтения:

· для общего восприятия (просмотр текста);

· для понимания общего содержания (знакомство с текстом);

· для извлечения максимума заложенного смысла (изучение текста).

Чтение

 
 


просмотровое изучающее ознакомительное

       
 
   
 


Восприятие Понимание

Изучению книги обычно предшествует ее беглый обзор, и он очень важен, т. к. помогает сориентироваться в ней. Прежде всего обратите внимание на титульный (заглавный) лист книги, на котором указана фамилия автора. Если это учебник, обязательно сопоставьте его содержание с учебной программой, чтобы вы могли определить вопросы программы, освещаемые книгой. Облегчает изучение книги ее «рабочий аппарат»: примечания, именные и предметные указатели, библиография и т. д. [6].

Просмотровое чтение обычно предшествует изучающему и ознакомительному. Используется в тех случаях, когда необходимо познакомиться с содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При просмотровом чтении обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения. Уже эта информация поможет решить, насколько необходим тот или иной текст [10].

Плодотворность вашей работы с книгой во многом будет зависеть от того, насколько вы овладеете техникой чтения. Причем надо уметь читать как бегло, так и медленно, вдумчиво.

Беглое чтение, беглый просмотр содержания, иллюстраций, рисунков, чертежей, схем и т. д. помогает понять основные идеи книги, сконцентрировать внимание. Этот вид чтения очень продуктивен, т. к. дает возможность получить общее представление о книге, узнать, в какой степени она освещает проблему, поскольку нужно ее изучить (тщательно или достаточно беглого ознакомления), какую задачу она, как средство обучения, позволяет решить.

Глубокое изучение материала книги возможно при медленном вдумчивом чтении. Вдумчивое изучение особенно необходимо при работе с учебником и научной литературой, большую пользу принесет основательное изучение одного учебного пособия, нежели поверхностное ознакомление с несколькими [6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: