Дифференциация СМИ в зависимости от собственников: государственные; муниципальные; негосударственные. Общественные СМИ

Государственные СМИ.

Монополия государства на средства массовой информации, составлявшая неотъемлемую часть советской системы, за прошедшие после распада СССР 12 лет была лишь поколеблена, но не ликвидирована полностью. Государство по-прежнему сохраняет контроль над основными полиграфическими мощностями, системами распространения периодической печати и ретрансляции эфирного вещания.

Полиграфическая промышленность ощутила подставленное властью плечо после завершения в 2000 году программы «Поддержка государственной полиграфии». Ее итогом стал полный перевод федеральных газетных комплексов на офсетный способ печати. На 37 из них сосредоточен выпуск 42 процентов всех изданий.

В целом на рынке печатных СМИ государству принадлежит около 20 процентов федеральных и до 80 процентов региональных изданий.

В телевизионном сегменте медиарынка государство также занимает ведущие позиции. Государственные каналы Россия-1,2,24 и Первый канал собирают 50 процентов телеаудитории.

История частных телекомпаний берет начало с 1991 года, когда они стали активно развиваться в регионах и лишь затем объединяться в федеральные телесети (REN TV, ТВ-6, СТС, ТНТ), после чего вступили в конкуренцию с центральными государственными каналами. Частные телеканалы не могут вступить в полноценную конкуренцию с государственными из-за отсутствия технической возможности устойчивого приема на территории РФ одновременно всех программ вещания. Частное кабельное и спутниковое телевидение пока не в состояние стать альтернативой государственному эфиру. Количество абонентов кабельных сетей не превышает 12 миллионов домохозяйств, хотя техническая возможность позволяет расширить эту аудиторию.

Для значительной части населения России, особенно для самых бедных его слоев, государственное кабельное радио остается важнейшим, а для многих — единственным средством включения в информационное пространство. В этом смысле вне конкуренции находится «Радио России». Его аудитория — 30 процентов радиослушателей. На долю приверженцев «Маяка» приходится соответственно 15 процентов (прием этих станций обеспечивают либо специальные трехпрограммные приемники, либо радиоприемники с большим диапазоном).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: