Технология организации ведущих направлений, форм и способов жизнедеятельности класса.Технология конструирования форм воспитательной работы с классом

Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.

Профессионализм воспитателя, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается,формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

– словесно – логические

– образно – художественные

– трудовые

– игровые

– психологические

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.

Образно- художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

Трудовые формы внеурочной работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:

– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные: “Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”;

– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;

– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;

– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.

“Викторина”.

Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности школьников.

Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой.

Требования к викторине:

– общая тема;

– вопросы должны быть конкретные;

– подобрать определенное количество вопросов;

– учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы;

– продумать форму проведения – “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Брей – ринг”, “Счастливый случай”;

– вопросная – ответная (устная или письменная);

– возможно проводить викторину без предварительной подготовки или вопросы даются детям заранее;

Викторина может быть с разными заданиями:

– объясни, если сможешь;

– какое утверждение верно и т.д.

Давать вопросы на расширение кругозора детей, на которые должны найти ответ самостоятельно из источников. Литературу указать.

Основными видами деятельности, которыми может и должен овладеть классный руководитель, являются: познавательная (целевое назначение - обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию; активные формы организации: урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, зачет, нетрадиционная форма.внеурочная: конференция, круглый стол, педагогические чтения, интеллектуальный марафон, внеаудиторные мероприятия ПЦК (дополняющие урочную деятельность); общественно-полезная ( цель -направлена на общую пользу, благо; формы: встречи с политическими деятелями, выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство; ценностно-ориентировочная – раскрывающая ученикам духовные и материальные ценности и ориентирующая на них поведение ре бят; формы: Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, решение педагогических ситуаций, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия); художественно-творческая (цель - позволяет реализовать индивидуальные творческие задатки и способности каждого ученика; свободного общения – организующая взаимно обогащающий досуг школьников; формы: музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы, дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли на языках, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники); свободное общение (цель - взаимно обогащающий досуг школьников, формы: общение друг с другом, групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы); трудовая (цель - создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формы -общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.); спортивно – оздоровительная( цель - здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений; формы кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания).

Общие ме тодические требования к организации воспитательной деятельности учащихся.

1) Процессу организации воспитывающей деятельности должно предшествовать определение воспитательной задачи. Она должна быть четко сформулирована, ясна педагогу, а также должна определять содержание и форму отдельного планируемого мероприятия.

2) Концентрация внимания учащихся на предметном результате деятельности, его высоком качестве позволяет увлечь ребят, вызвать у них осознанную потребность организовать деятельность как можно лучше, помогать друг другу и решать воспитательные задачи без принуждения и авторитарного управления со стороны педагога

3) Определение роли и функции каждого ученика, включенного в деятельность, позволяет соединить интересы личности и коллектива

4) В процессе деятельности необходимы ее педагогический контроль и оценка. Они нужны, в первую очередь, самим учащимся как эталон самооценки, как помощь взрослого человека, более опытного и знающего.

5) Строго очерченное время деятельности и четко очерченный объем работы, точно определенное место мероприятия, наличие необходимого оборудования. С четкости и определенного распорядка предстоящей деятельности начинается воспитание ответственного отношения к ней, дисциплинированности и организованности, исполнительности и взаимной требовательности.

Рассмотрим несколько примеров воспитательных дел.

Пример 1. Самое распространенное воспитательное дело – разговор педагога со школьником один на один. Есть одно основание без которого не может проявиться позитивный результат, - это доверие школьника к классному руководителю. Доверительное отношение, его создание и развитие может быть общей целью технологии диадного (общения двух) педагогического общения.

Исходные условия диадного общения: со стороны школьника недоверие к взрослым, в частности, к конкретному педагогу; в той или иной степени выраженная готовность к агрессии в отношении педагога. Со стороны педагога – педагог об этом «трудном» подростке кое-что знает, но их личная встреча, личный разговор – первый.

Последовательность установления контакта педагога с учащимся: стадия накопления согласий; стадия поисков интересов; стадия принятия особенных качеств; стадия выяснения «опасных» качеств; стадия совместного анализа и стадия выбора действия.

Результаты диалога: установление доверительного контакта со школьником, опыт доверительных отношений и опыт обсуждений своих проблем со взрослым. Главный признак результата – стремление школьника общаться с педагогом и обсуждать с ним свои дела, проблемы. Производными правильного диадного общения являются возникновение совместных дел школьника и педагога на основе общих интересов, учебная помощь педагога, изменение позиции школьника в его круге общения и т.д.

Пример 2. Игровой проект состоит из двух самодостаточных на первый взгляд педагогических феноменов: игры и проекта. Игровой проект это проект, при выполнении которого ученики вовлекаются в игровую деятельность, принимая на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта.

Вместе с тем проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях в работе с учащимися любого возраста за счет проектной сущности игровой деятельности. При этом на каждом возрастном этапе проектирование несет в себе педагогический потенциал, обсусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности каждого участника.

Творческий игровой проект – это проект, направленный на развитие творческих способностей учеников. Результаты работы над ним представляются в виде творческих отчетов, видеофильмов, газет, драматизаций, экспедиций и праздников и т.д.

Проектная деятельность, которая сопровождает осуществление любого проекта, предполагает соблюдение определенных правил:

1. В команде все члены равны. Каждый может стать лидером, убедить в каких-то вопросах членов команды силой логики, и одновременно каждый умеет подчиниться мнению большинства.

2. Команды, работающие над созданием проекта, не являются соперниками.

3. Каждый член команды вносит посильный вклад в разработку проекта

4. Ответственность за полученный результат несут все члены команды.

5. Каждый ученик получает удовольствие от чувства уверенности в себе.

Таким образом, проектная деятельность создает все необходимые условия для саморазвития ученика как субъекта познания и воспитания.

Игровые проекты занимают большое место в воспитывающей деятельности, так как они побуждают к творческому поиску игровых решений, азарту и соревновательности.

5. 20. 21. 22. 23. Сущность понятия одаренность. Типология одаренности. Функции классного руководителя при работе с одаренными детьми. Одаренность — как особая форма проявления человеческой индивидуальности. Проблемы социализации учащихся с разными типами одаренности. Индивидуально-типологический подход в процессе работы с одаренными детьми. Основные принципы работы с одаренными учащимися.

Одним из недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания и недооценка в тоже самое время роли осмысленного учения. Второй – стандартизация многих моментов обучения и воспитания в школе со стороны протекания во времени: единое для всех время овладения программой, единая для всех длительность урока, для 30 учащихся единый темп ведения урока, обусловленный индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в процессе обучения и воспитания: слабая мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учеников и т.д.

Типология одаренных учащихся

типология учащихся содержательная характеристика школьника в образовательном процессе перспективные для личностного развития виды деятельности
Одаренные опережают ровесников по общему развитию, легко схватывают, впитывают информацию, готовы к неожиданным ассоциациям, смекалисты, находчивы ассистенты по различным предметам
Эрудиты высокая информативность, готовность поделиться знаниями с другими, хорошая память ассистент по определенному предмету, консультант
эрудиты-энциклопедисты хорошо усваивают информацию из самых различных областей, «живые справочники» участие в КВН, олимпиады, конкурсы
эрудиты –специалисты хорошо усваивают информацию только в интересующей их сфере знаний участие в предметных олимпиадах, декадах
эрудиты-неуспевающие огромные фактические знания, которые они усваивают, не находят применения в учебной деятельности консультант по специфическим проблемам познавательной деятельности
Умельцы одарены в какой-либо сфере практической деятельности, с «золотыми руками»,для них характерен интерес, удовольствие, радость, настойчивость организаторы трудовой деятельности
Творцы осознают свои творческие возможности, стремятся к их развитию создание условий для демонстрации их достижений
активисты-общественники самостоятельная реакция на общественные события, интерес к общественной деятельности организаторы общественной жизни в классе, школе
Вожак удовольствие от активной общественной деятельности организатор научно-познавательной и общественной жизни школы
трудный-неудачник заниженная самооценка, растерянность в конфликтной ситуации деятельность, обеспечивающая формирование чувства собственного достоинства, успеха в деятельности
трудный дезорганизатор утверждает себя в подчеркнуто отрицательных формах поведения индивидуальная и коллективная работа, направленная на обесценивание деструктивной деятельности учащихся, формирование установки на созидание

Сущность одаренности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".
Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Функции педагогов при общении с такими детьми

- выявление, обучение и развитие одаренных детей

- психолого-педагогическое сопровождение и поддержка авторских и инновационных учебных программ образовательных технологий, которые употребляются в работе с одаренными детьми.

- участие в проектировании и реализации образовательной среды, которая способствует раскрытию творческих способностей учеников.

- изучение возрастных и индивидуальных особенностей одаренного ребенка

- работа с семьей, с проблемами образования и развития одаренного подростка

-использование учебного окружения для изучения и развития одаренности у подростка

- проведение диагностики (раскрытие причин появления тех или иных социальных или психологических преград развития одаренности ребенка)

- прогнозирование (предвиденье возможных последствий развития)

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме позволил нам выделить следующие виды одаренности и проблемы социализации таких детей:

Художественная - проблемы в развитии эмоциональной, волевой и сфере саморегуляции. Учащиеся не умеют управлять своим эмоциональным состоянием, не понимают и неадекватно осмысливают свои эмоциональные состояния и причины, приводящие к их возникновению. Для них характерна быстрая смена настроения. Данные подростки не успокаиваются, не достигнув высокого результата. Наблюдается завышенная самооценка.

Творческая – наблюдается «зона западания» в эмоциональной и мотивационной, волевой сферах. Налицо эгоцентризм одаренных учащихся и неспособность их принимать точку зрения других. Критичность по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Неадекватная самооценка и уровень притязаний. Отсутствуют глубокие личностные контакты, ограничен круг общения. Преобладает высокий уровень ситуативной и личностной тревожности.

Интеллектуальная – проблемы в развитии эмоциональной серы. В силу природной любознательности они ощущают потребность во внимании со стороны педагогов и родителей. Привлекают внимание путем задавания разнообразных вопросов. В результате - конфликты со сверстниками. Отношение к будущему является крайне неопределенным, размытым. В системе ценностей преобладают престиж, высокая материальная обеспеченность, хорошие друзья.

Лидерская – проблемы в эмоциональной и сфере саморегуляции. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия желания идти на компромисс.

Одаренность — как особая форма проявления человеческой индивидуальности. Сходство одаренности и индивидуальности. Одаренность и индивидуальность являются личностными характеристиками человека. Одаренность определяет диапазон возможностей, развитие и реализация которых обеспечиваются личностью как субъектом деятельности. Индивидуальность характеризует человеческую личность глубинным, сущностным образом. Показателем глубины личности является духовное и интеллектуальное богатство индивидуальности.

В связи с этим, одаренность и индивидуальность ученика сходны не только результативно, но и процессуально. Основными продуктами одаренности школьников выступают новизна и оригинальность. Эти характеристики присущи продукту индивидуальности ученика, поскольку сущностной характеристикой человеческой индивидуальности является уникальность. Индивидуальность как уникальность самым тесным образом связана с одаренностью, с таким ее компонентом, как креативность учащегося. Творческая самореализация ученика и есть проявление им собственной индивидуальности. Психолого К. Юнг считал творчество важнейшим инструментом формирования личностной индивидуальности и самореализации. Благодаря творчеству индивид может выразить внутриличностные силы и реализовать свою уникальность.

Сходство по параметру процессуальности означает, что одаренность есть процесс выявления собственной индивидуальности; проявление индивидуальности другим – реализация ею творческого потенциала. Сходство генезиса и развития одаренности и индивидуальности указывает на их тесное родство.

1. В связи с этим, при проектировании процесса по развитию творческого потенциала одаренных учащихся необходимо, прежде всего, создавать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика.

В условиях массового обучения невозможно добиться полной индивидуализации учебного процесса. Выход в индивидуально-типологическом подходе: 1) ИТП должен предусматривать индивидуальную диагностику с последующей работой с каждым воспитуемым; 2) предполагает как индивидуальную, так и групповую психодиагностику, давая ориентировочную информацию об индивидуальном своеобразии воспитуемых, а учитель в этом случае должен сосредоточить свое внимание на возможной типологии учащихся с нахождением соответствующего содержания и приемов работы, типичных для каждой типологической группы.

ИТП нацелена на укрепление положительных и устранение недостатков.

Осуществление ИТП позволяет учитывать индивидуальные особенности подростков, что дает возможность осуществить не только разделение школьников на типологические подгруппы, но и определить для каждого учащегося оптимальный динамичный уровень трудности.

Реализация принципа ИТП в процессе воспитания включает в себя несколько этапов:

1.Диагностический этап включает изучение индивидуально-типологических особенностей учащихся, распределение по типологическим группам. Основные параметры развития личности одаренности учащихся: эмоциональная сфера, волевая сфера, сфера саморегуляции, мотивационная сфера, социальные отношения со сверстниками и взрослыми, стиль отношений с родителями, педагогами, степень признания со стороны сверстников, степень адаптированности к социальным условиям жизни. Можно применить следующие методы и методики: беседа, экспертные оценки, опрос, ранжирование ценностных ориентаций, тест «Незаконченные предложения», тест «Самооценка психических состояний (по Айзенку), диагностика волевого самоконтроля (ВСК), диагностика направленности личности (По В. Смекалу и М. Кучеру), методика «Уровень субъективного контроля».

2.Информационный этап - включает различные мероприятия, направленные на обеспечение учащимися знаниями о кружках, научно-исследовательском обществе «Поиск», летней профильной практике, школьном самоуправлении, олимпиадах, факультативах, библиотеках, школьных конференциях и т.д.

3.Коррекционно-развивающий этап, состоит в активном психолого-педагогическом воздействии по развитию сфер индивидуальности, привлечении нужных специалистов для оказания помощи учащимся по решению их проблем.

4.Рефлексивный этап. Совместное с учащимися обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы и переформулирование затруднения.

Основные принципы работы с одаренными учащимися.

1.Каждый обучаемый в гимназии – это индивидуальность, и поэтому весь учебно-воспитательный процесс должен строиться таким образом, чтобы учитывать способности, интересы и стиль обучения конкретного ученика. Необходимо начать с начального компле ксного мониторинга его индивидуальных креативных возможностей.

2.Педагогический коллектив и администрация создают условия для наполнения образовательных сред (научно-исследовательской, информационной, культурно-эстетической, социальной, духовно-нравственной, здоровьесберегающей, досуговой) содержанием, в максимальной степени содействующим творческой самореализации одаренных учащихся во всех сферах их индивидуальности.

3.Каждый одаренный школьник имеет право на создание личностного содержания образования при взаимодействии в совокупности образовательных сфер гимназии. В качестве личностного содержания образования выступает его «внутренняя» и «внешняя» творческая продукция, которую он создает в процессе своей познавательной деятельности. Тем самым они развивают свой творческий потенциал.

4.Важнейшим условием творческой самореализации одаренного учащегося является его образовательная деятельность, которая выстраивается в совокупной системе образовательных сред гимназии: информационной, социальной, и др. важно, чтобы эта система обеспечивала каждому одаренному ученику возможность для самореализации. Образовательная деятельность в совокупности этих сред предоставляет ему возможность проектировать личностное содержание образования – творческую продукцию в любой сфере своих интересов и склонностей. Это приводит и к формированию знаний, умений и навыков, и создает предпосылки для личностных приращений у одаренных школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: