Функции диагностики в воспитательном процессе

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат может быть достигнут различного рода усилиями. Поэтому под эффективностью воспитательного процесса мы понимаем степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния воспитательного процесса; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспитательной работы с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;

б) анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе. Изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;

в) выявление возможностей развития воспитательного процесса; изучение состояния и динамики развития является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;

г) определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Имеет ли тогда смысл изучать эффективность воспитательного процесса? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрекаем детей на стихийное существование и развитие.

Общие требования к диагностическим методикам:

1. Прогностическая ценность. Заключается в том, чтобы результаты обследования нашли свое выражение в повышении эффективности педагогического процесса.

2. Надежность и стабильность результатов одного и того же учащегося.

3. Научность, обоснованность и убедительность. Применение теста должно основываться на достаточно определенных требованиях государственного образовательного стандарта.

4. Адекватность тем качествам, на оценку которых направлен тест.

5. Объективность, характеризуемая наибольшей стандартизацией теста.

6. Достоверность. Должны проводиться объективные количественные и качественные измерения.

7. Наличие эффективных внешних данных критериев, т.е. критериев в практике.

8. Практичность тестов, характеризуемая их доступностью, простотой и быстротой выполнения.

Основные этапы педагогической диагностики:

1. постановка диагностируемой цели. Так как диагностируемая цель всегда очень конкретна и помогает решать определенные воспитательные задачи, этот шаг в технологии диагностической деятельности очень ответственен. Он связан с возникновением в воспитательной практике проблемы или проблемной ситуации., т.е. существуют как бы два уровня постановки цели. Педагогическая проблема, лежащая на поверхности, диктует осуществление следующих шагов, т.е. постановки цели, реализация запланированных действий и т.д.

Возникшая проблемная ситуация требует предварительного анализа и формулировки педагогической проблемы, а затем уже планирования следующих шагов. Предположим, возникла ситуация: ученик постоянно находит причину, чтобы не присутствовать на уроках русского языка. Педагогу предстоит осуществить анализ педагогической ситуации, прежде чем будет обозначена педагогическая проблема. Однако в учебно-воспитательной практике чаще возникают проблемные ситуации. В этом случае оказать помощь может технология анализа педагогической ситуации (См. Педагогика под ред. Сластенина. – М., 2002.

Наличие проблемы побуждает педагога формулировать соответствующую цель. Например, проблема своевременной помощи старшеклассника в профессиональном выборе диктует необходимость изучения их интересов, склонностей и способностей; это и будет цель. Проблема разрешения конфликта предполагает постановку нескольких целей: выявление источников конфликта (побудителей и причину); изучения уровня конфликтности каждого участника, иногда требуется и дополнительные изучения личностных особенностей людей. Проблема распределения первоклассников по соответствующей цели – изучение уровня готовности детей к школьному обучению, уровня развития познавательной сферы будущих школьников.

2. определение критериев, показателей

Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных «измерителей» результативности воспитания. Сегодня об уровнях воспитанности можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. «критериум», что значит «сравнение»).

Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваиваются условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитанности числами, подобно тому как это делается при тестировании успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

В нынешних критериях воспитанности выделено немало различных характеристик, определяющих диапазон применения тех или иных показателей. Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» критерии в педагогике используются сравнительно мало; в последние десятилетия не принято было говорить о тех проблемах (точнее, невоспитанности), которые обнаруживаются при использовании этих критериев. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей, отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции среди молодежи и многие другие показатели.

Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие» облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества. К недостаткам применяемых критериев нужно отнести и то, что они разрабатываются обычно не для определения в комплексе всех качеств личности (коллектива), а лишь для отдельных — нравственных, трудовых, эстетических и т. д. качеств, которые в отрыве от других качеств, движущих мотивов и конкретных условий не могут быть ни правильно истолкованы, ни правильно использованы. Личность, как это уже неоднократно подчеркивалось, — целостное образование, и изучать ее необходимо в комплексе всех ее качеств и черт. Разработать критерии, которые охватывали бы все многообразие качеств личности (коллектива) в единстве, еще никому не удалось, это важная проблема для будущих поколений исследователей. Сегодня школьным воспитателям приходится пользоваться «усеченными» методиками.

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

3. Отбор методов и методик

В качестве всеобщих методов используются основные законы диалектики – перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания. Главной их особенностью является то, что они применяются для анализа всех без исключения явлений объективной реальности, но дают в руки педагогов лишь ориентировочную информацию об изучаемом объекте, требующую последующего уточнения.

Реализация общих (традиционных) методов диагностики воспитанности позволяет получить уже более точные результаты. Они уже достаточно разработаны и применяются различными категориями педагогов. Как показывает практика, наиболее доступным из них является метод наблюдения. Под ним понимается изучение особенностей личностной сферы человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных (учебных, игровых, профессиональной деятельности и т.д.) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека, позволяющее сделать выводы об уровне его воспитанности.

Другим, наиболее часто используемым методом диагностики воспитанности является индивидуальная диагностическая беседа. С точки зрения педагогической диагностики она представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа содержания высказываемых им оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности. В ее ходе педагог имеет возможность не только глубже познать внутренний мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

Следующим методом общей группы выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и др. деятельности. Этот метод предусматривает учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков в учебе, выполнении других обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.

Кроме изложенных методов диагностики уровня воспитанности человека в психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены и ряд других. Каждый из них, имея общую цель, предусматривает ее достижение на основе анализа специфических явлений:

метод анализа документов - содержания касающихся человека документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);

метод эксперимента – проявления воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;

метод анкетирования (интервью) - содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;

метод независимых характеристик – оценочного суждения других лиц о воспитанности конкретного человека;

биографический метод - социально-психологических условий предшествующего периода развития человека.

Следует учитывать, что применение рассмотренных общих методов дает педагогу достаточно объемный материал для формирования вывода об уровне воспитанности. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного, системного) применения.

Другим условием повышения достоверности результатов диагностики воспитанности выступает применение методов третьей группы - специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии - психологической диагностике (психодиагностике). С этой целью преимущественно используется метод опроса, предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека на основе анализа сделанного им выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике. В настоящее время наибольшее распространение получили адаптированные к российскому менталитету личностные опросники зарубежных авторов Г.Айзенка, Р.Кеттела, Дж.Тейлора, Я.Стреляу, а также ряд разработок отечественных психологов.

Следует также отметить, что в последние годы разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий. Это расширяет доступ к ним и возможность применения не только профессиональными психологами, но и различными категориями педагогов. Могут использоваться они и для самодиагностики. Это стало возможным в результате того, что ЭВМ самостоятельно обрабатывает ответы опрашиваемых и интерпретирует (оценивает уровень воспитанности человека) результаты.

4. реализация диагностической программы. Осуществление процедуры диагностики с помощью отобранных методик с учетом требований культуры диагностики. Если изучение ведется открыто, например при анкетировании, педагог предварительно разъясняет его полезность для самих школьников, для улучшения дальнейшей работы в школе, классе, показывает важность откровенного и заинтересованного отношения детей при ответах на поставленные вопросы. В этом случает полезно познакомить опрашиваемых с результатами исследования. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия автора публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

Требования к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса. В основу диагностики воспитательного процесса положено не сравнение изучаемого явления с какими-то общепринятыми нормами, а главным образом сопоставление полученных результатов, характеризующих его нынешнее и предыдущее состояние. По динамике вышеизложенных показателей в течении нескольких лет можно судить о результатах воспитательной работы.

Примеры комплексных методик с. 156-161 (Рожков, Белобородова)….

При исследовании результатов и эффективности воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и подтверждали объективность, достоверность результатов изучения. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, учитывая возрастные или индивидуальные особенности учащихся, специфику коллектива и взаимоотношений в нем.

В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспечено заполнением каждым персонального опросника, анкеты.

Необходимо также учитывать, что применять некоторые методики может только специалист или незнакомый для опрашиваемых человек, чтобы нейтрализовать влияние или порой давление знакомого для испытуемых педагога.

При изучении воспитательной работы в школе особенно важно предусмотреть возможность как качественного, так и количественного анализа полученных данных. В этих целях нужно продумать конкретные показатели, способы их фиксации, их математическую обработку. Методики должны быть простыми, полезно составить специальные таблицы, доступные для восприятия детей и взрослых, где ежегодно фиксируются основные, наиболее важные данные «срезовых» исследований.

Объективность информации, ее сравнимость возможна в том случае, если обеспечивается систематичность изучения результатов и эффективности воспитательного процесса. Для этого нужно:

Ø Проведение «срезовых» исследований в одно и то же время учебного года

Ø Соблюдение определенной периодичности изучения (одни показатели целесообразно фиксировать ежемесячно, другие – ежегодно, третье – через 2-3 года)

Систематичность изучения состояния воспитательной системы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать чувство меры в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей заполнением анкет или выполнением каких-то заданий (анкета не более 2 раз в году одним и тем же преподавателем!!!)

Полезно составить план изучения состояния, результатов воспитательного процесса в коллективе, структура которого может быть следующей:

что изучать методика (методы) изучения дата ответственный
       

При отборе содержания и способов изучения состояния и результатов воспитательного процесса важно учитывать, что большинство методик позволяет зафиксировать не один, а несколько показателей. Так, при составлении срезовых анкет включаются вопросы на определение психологической атмосферы в коллективе, взаимодействии членов коллектива, воспитанности и активности детей. Конечно, каждая школа, коллектив имеет свою особенность, поэтому при изучении целесообразно использовать методики адекватные особенностям педагогического процесса в учебном заведении.

4. Сущность и структура педагогического планирования, его функции в воспитательной работе учителя. Принципы педагогического моделирования (системности, конкретности,оптимальности, диа­лога, индивидуальности, научности, не­прерывности.) Основные требования к планированию воспитательной работы. Календарный и перспективный план работы. Алгоритм их разработки.

. Сущность и структура педагогического планирования, его функции в воспитательной работе учителя.

Под планированием воспитательной работы следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя и детей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса в классном сообществе.

При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого документа – плана работы на учебный год или полугодие.

Выбор того или иного варианта плана во вногом зависит от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного наставника. Каждый год учитель планирует воспитательную работу, и каждый год он размышляет о правильности выбора содержания, формы и структуры своего плана. Исходя из предъявляемых требований к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составить этот документ из шести разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности

3. Основные направления и дела классного сообщества

4. Индивидуальная работа с учащимися

5. Работа с родителями

6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Первый раздел плана «Анализ воспитательной работы за прошедший год». Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе, без понимания социальных процессов, которые идут в классном сообществе, и выявления тенденций личностного развития учащихся невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.

Например, примерная программа анализа воспитательного процесса в классе.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

2. Анализ развития учащихся класса.

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

4. Анализ развития коллектива класса.

5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.

6. Анализ участия учащихся класса и жизнедеятельности школы.

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

9. Выводы.

10. Приложение.

Второй раздел – Цели и задачи воспитательной деятельности» - в нем находят отражение целевые ориентиры воспитательной работы педагога.

Воспитание без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен помнить об этом и уделять более пристальное внимание целеполаганию. Под целью принято понимать мысленно предвосхищенный, ожидаемый результат осуществляемой деятельности. В теории и практике воспитания различают три основных вида цели:

1) Идеальная цель – это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;

2) Результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе учащегося (выпускника) и планируемый к достижению за определенный промежуток времени;

3) Процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, наиболее оптимальное для формирования желаемых качеств учащегося

В процессе идеальной цели большинство педагогов избирает воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Однако, следует заметить, что в последнее десятилетие нередко появляются в среде научных и практических работников призывы отказаться от такой цели-идеала в связи с невозможностью ее достижения в нынешних социально-экономических условиях. Отказываясь от данной цели, эти исследователи и практики пока не сумели предложить другой идеал, к которому могли бы направить свои устремления педагоги, учащиеся, родители, общество…. НО. Отказыватся от ориентации на всесторонне и гармоничное развитие личности нельзя. Стремиться…….

В выборе результативной цели опираются на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности и спроектированные образы учащегося и класса. При разработке результативной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны быть:

1) Направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, эстетического, нравственного, коммуникативного и физического потенциала, овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мир, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и к окружающей социальной и природной действительности;

2) Сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности;

3) Обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации;

4) Конкретными, четко и ясно сформулированными;

5) Трудными, но реально достижимыми;

6) Гибкими, т.е. должны обладать способностью к корректировке

7) Диагностичными.

Процессуальные цели связаны с результативными, так как они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение воспитанниками желаемого образа учащегося. В планах работы классных руководителей встречаются цели и задачи этого вида, например, сформулированные таким образом:

- использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям русской национальной культуры;

- ввести в учебное расписание уроки общения и развития коммуникативной культуры учащихся;

- способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;

- обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе и т.п.

Третий раздел плана – основные направления и дела классного сообщества». В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в первом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива.

Совокупность форм и способов жизнедеятельности класса не должна представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел. Необходимо при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся.

Например, В.А. Караковский, полагает, что общечеловеческие ценности являются основой целостного учебно-воспитательного процесса. Он предлагает воспитателям направить свои усилия на создание условий для освоения учащимися таких ценностей, как земля, отечество, семья, труд, знания, культуры, мир, человек. А следовательно, воспитательные дела в плане работы классного руководителя целесообразно объединить в следующие разделы:

Общечеловеческие ценности Ноябрь

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-неделя

Земля

Отечество

Семья

Труд

Знания и т.д.

Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учащихся. Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо включение школьников в различные виды деятельности (познавательная, ценостно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, игровая и др.)

Виды деятельности Декабрь

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-неделя

Познавательная

Ценностно-ориентировочная

Трудовая

Художественная

Игровая

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного руководителя. При выборе форм и способов классный руководитель отдает предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс их развития. И еще один важный момент – это правильное определение сроков осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение. Оптимальное распределение времени и сил членов классного сообщества позволит повысить эффективность воспитательной деятельности.

Индивидуальная работа с учащимися – четвертый раздел плана. Его наличие в плане связано с заботой классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанниками.

Индивидуальность является ключевым понятием в составлении данного раздела плана. (И – неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нем единичных, особенных и общих черт, отличающих его от других индивидов).

К числу основных направлений индивидуальной работы классного руководителя с учащимися следует отнести:

• Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;

• Установление межличностных контактов с каждым ребенком;

• Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников;

• Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнение норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами;

• Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;

• Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;

• Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.

Работа с родителями – пятый раздел плана. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь сама семья оказала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

• Изучение семей учащихся;

• Педагогическое просвещение родителей;

• Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;

• Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;

• Индивидуальная работа с родителями;

• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными особенностями классного наставника, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителя.

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе – шестой раздел, необходимость его включения в план работы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.

В качестве объектов исследования: развитие личности учащихся; формирование классного коллектива; наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе. При изучении процесса и результатов развития личности учащихся классному руководителю следует воспользоваться диагностическими разработками ученых (Н.Ф. Масловой диагностическая схема:«Общий уровень развития личности школьника» и др.)

Чаще всего раздел плана оформляется в виде таблицы.

Наряду с основными разделами в план могут быть включены различные приложения. В таких случаях план воспитательной работы нередко превращается в дневник классного руководителя. В них содержаться сведения об учащихся и их родителях, результаты педагогического наблюдения и психолого-педагогической диагностики, записи учителя, отражающие его впечатления о жизнедеятельности в классе и об участии воспитанников в общешкольных делах. Наиболее часто план работы классного руководителя дополняется приложениями.

1. Сведения о родителях, которые можно изложить в таблице.

ФИО Год рождения Место работы, должность Жилищно бытовые условия Микроклимат в семье Чем могут помочь школе Рабочий и домашний телефон

2. Информация об участии родителей в жизнедеятельности класса и о посещении родительских собраний

ФИО Родительское собрание День открытых дверей Вечер «Мир увлечений нашей семьи»

дата дата дата

3. Некоторые сведения о семьях и учащихся:

 Многодетные семьи____________________

 Дети и неполных семей_________________

 Дети, нуждающиеся в льготном питании__________

 Опекаемые дети____________________

 Учащиеся, состоящие на классном учете___________

 Учащиеся, состоящие на школьном учете__________

 Семьи, состоящие на учете в школе_______________

4. Список членов родительского совета класса

ФИО родителя поручение Домашний адрес Место работы Телефон

5. Сведения об интересах и увлечениях учащихся, их занятости во внеурочное время

ФИО учащегося Интересы и увлечения Наименование кружка, секции Место занятий Время занятий

6. Результаты диагностических исследований

7. Дневник педагогического наблюдения

8. Информация об ученическом самоуправлении в классе.

ФИО учащегося поручение Степень активности

Функции планирования (по Т.В. Ильиной):

- направляющая (связана с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов)

- прогнозирующая (заключается в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития)

- координирующая, или организаторская (позволяет педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать)

- контрольная (предоставляет педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели)

- репродуктивная – воспроизводящая (предполагает то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы).

Принципы педагогического моделирования. Основные требования к планированию воспитательной работы. Календарный и перспективный план работы. Алгоритм их разработки.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планом.

И сейчас трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без перспективного и календарного плана работы учебного заведения, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителя и т.п.

Принцип оптимальности – связан с тремя важными обстоятельствами в деятельности по планированию воспитательной работы в классе. Во-первых, классный руководитель должен найти наилучший вариант участия детей и взрослых в классе и воспитательного процесса в нем. Во-вторых, результатом этой совместной деятельности должны стать модельные представления об оптимальном вариант построения жизнедеятельности в классе и воспитательного процесса в нем. И, в третьих, классный руководитель должен избрать оптимальный вариант формы и структуры самого плана воспитательной работы, чтобы создаваемый документ был удобен для использования в повседневной деятельности классного руководителя.

Принцип диалога – означает, что диалог действий, мнений, мотивов участников планирования – это необходимое условие подготовки оптимального варианта плана. Внимательное отношение к мнению каждого члена коллектива, фиксация и учет различных точек зрения имеют существенное значение для определения наиболее полного спектра возможных путей и способов организации будущей жизнедеятельности классного сообщества и воспитательных отношений в нем. Диалоговый характер взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в процессе планирования повышает шансы на успех в осуществлении планируемой деятельности.

Принцип индивидуальности – нацеливает участников планирования направлять свои усилия на создание модельных представлений о воспитательной системе класса, в которой индивидуальность каждого учащегося является ценностью, в процесс ее развития и проявления – одной из главных задач моделируемой системы. Принцип индивидуальности предполагает также учет индивидуальных особенностей детей и взрослых при организации коллективной деятельности по разработке плана.

Принцип научности – является выражением требования к классному руководителю опираться при составлении плана на научные представления о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания и развития ребенка, на теоретические положения современных педагогических концепций о воспитании учащейся молодежи, на технологические разработки отечественных и зарубежных ученых проблем планирования и организации воспитательной деятельности с учащимися.

Принцип непрерывности – обращает внимание разработчиков плана на одну из важнейших характерных черт процесса планирования – его непрерывность. Утверждение плана работы классного руководителя может свидетельствовать лишь об относительной завершенности процесса планирования. Даже опытный классный руководитель после составления плана вносит в него коррективы, так как воспитательная система класса – это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Все это обусловливает внесение изменений в план воспитательной деятельности классного руководителя.

При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.

1) Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.

2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3) План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает:

а) создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время;

б) отражение основных событий страны в жизни коллектива;

в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды,

5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:

а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

6) положительное влияние на разные стороны, свойства личности;

в) включение школьников в разные виды деятельности;

г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.

8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.

9) Реальность и разумная насыщенность плана.

Перспективный и календарный планы. План работы воспитателя может быть перспективным (на месяц, квартал), календарным (на неделю, каждый день), перспективно-календарным.

Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом:

1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?

2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).

3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. как бы представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов и коллектива, работу с родителями, взаимодействие с другими педагогами и коллективами и т. д. Если необходимо спланировать занятие, тогда нужно представить, из каких общих блоков может состоять любое занятие, т. е. составить набор (как можно более широкий) всевозможных блоков. Структурирование помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы, избежать глобальности и расплывчатости.

4 шаг — анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.).

Структурирование поможет ответить на вопрос: какая информация, какие знания необходимы, чтобы спланировать свою работу? К примеру, чтобы спланировать воспитательный процесс, необходимо знать возраст учащихся, их уровень, социальное положение, интересы, способности, индивидуальные особенности. Необходимо знать условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса; кроме того педагог должен осознавать свой собственный профессиональный уровень., На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.

По сути, анализ не является шагом в планировании, это самостоятельный вид педагогической деятельности, который также специально планируется и организуется, как и другие. Анализ готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование.

5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.

6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.

7 шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.

8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге и «начисто». Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия на бумаге только тогда, когда они осмыслены. Поэтому не следует с легкостью выбирать форму и тут же ее заполнять.

По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: