Технология воспитательно-коррекционной работы с подростками

Основные понятия: отклоняющееся поведение, профилактика, предупреждение, коррекция.

Отклоняющееся поведение – поведение, устойчиво проявляемое в нарушениях социальных норм. Различают аморальное (нарушение правил и морали), делинквентное (совершение противоправных деяний, прописанных в нормативных правовых актах), девиантное (отклонение от принятых в данном конкретном обществе правовых, нравственных норм или норм психического здоровья) поведения.

Профилактика – это система социально-экономических, общественно-политических, организационных, воспитательных и иных мер, предотвращающих причины совершения людьми правонарушений. Педагогическая профилактика включает меры по выявлению и устранению конкретных недостатков семейного, школьного иного воспитания, а также целенаправленную работу с подростками, которые имеют отклонения в поведении от нравственных и правовых норм. Профилактика включает:

1) Предупреждение противоправного поведения – деятельность, направленную на формирование у учащихся ценностных ориентаций, определяющих выбор социально ценного поведения согласно нравственно-правовым нормам;

2) Педагогическую поддержку – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе. Сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспитании, общении, образе жизни;

3) Коррекцию – психолого-педагогическую работу с ребенком и его микросоциальным окружением по компенсации выявленных отклонений.

Наиболее известные в отечественной и зарубежной практике виды воспитательно-коррекционной работы со школьниками: педагогическая поддержка; воспитательное воздействие; разрешение конфликта «учитель-учащейся», «учащийся – учащийся»; педагогическое требование; вовлечение подростков в продуктивную творческую деятельность; смена социального окружения; коррекция нарушений поведения; примирение или разрешение конфликта преступника и жертвы; работа с детьми осложненного поведения; формирование отношений доверия в классном коллективе и др.

Технология профилактики отклоняющегося поведения:

Представляет собой систему взаимосвязанных между собой и последовательных педагогических взаимодействий всех участников воспитательного процесса, направленных на оказание помощи учащемуся, попавшему в социально опасное положение, в осознании себя полноправным членом общества, в формировании его ответственности перед собой, другими людьми, обществом, государством. Технология включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, результативный.

Целевые ориентиры технологии. Воспитательная работа направлена на формирование ценностных ориентаций личности, определяющих выбор ею социально ценного поведения согласно принятым в обществе нравственно-правовым нормам.

Концептуальные позиции технологииопределяют аксиологический, этико-правовой, личностно-ориентированный, герменевтический, системный подходы.

Содержательный компонент технологии. Воспитательный процесс должен основываться на проверенных практикой и дающих положительные результаты ценностях: справедливости, свободы, ответственности, достоинства, совести, толерантности. Содержание воспитательной работы определяется особенностями развития личности школьника на каждом возрастном этапе.

Применительно к подросткам воспитательная работа направлена на формирование эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам, регулирующим отношения со сверстниками, педагогами, родителями. Воспитательные задачи: знакомство с нравственно-правовыми нормами, законодательными актами, раскрывающими права и обязанности несовершеннолетних; ориентация подростков на нравственно-правовые ценности в оценке своих поступков и поведения других людей; формирование адекватной самооценки; оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности; установление равноправных, доверительных отношений с педагогом, снятие конфликтов с учителями-предметниками, одноклассниками; воспитание терпимости, неразрывно связанной с чувством собственного достоинства; профилактика противоправного поведения, табакокурения, алкоголизма, наркомании; создание условий для включения подростка в те виды продуктивной деятельности, в которой он может выразить и реализовать свои творческие способности.

Организационно-деятельностный компонент технологии предполагает следующие направления деятельности: диагностику, нравственно-правового опыта учащихся во внеурочной деятельности. Остановимся подробнее на этих направлениях.

1. Диагностика включает: определение уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся; выявление детей «группы риска» и учащихся, находящихся в социально опасном положении; изучение условий, вызвавших возникновение у них противоправного опыта. Наиболее распространенные методы диагностики: составление социального паспорта семьи ребенка, попавшего в социально опасное положение, учета посещения семьи классным руководителем м т.п., составление карты наблюдения за учащимся с противоправным опытом, журнал учета преступлений и правонарушений, беседа, опрос, социометрия и др.

2. Нравственно- правовое просвещение учащихся в процессе обучения, которое осуществляется через изучение основ морали м прав. С этой целью необходимо выделить в содержании учебных предметов нравственно-правовые идеи, ценности, понятия, нормы, создавать проблемные ситуации и задачи нравственно-правового содержания. Продуктивные методы работы – лекции, беседы, диспуты, интерактивные технологии, рабочая тетрадь учащегося по нравственно-правовому самообразования и др.

3. Формирование позитивного нравственно-правового опыта учащихся во внеурочной деятельности предполагает вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении, в учебно-познавательную, игровую, общественную, смыслопоисковую, правоохранительную деятельность.

Учебно-познавательная деятельность способствует обогащению учащихся знаниями в сфере права и морали, формированию умений переносить их на собственный опыт. Продуктивные формы и методы работы: выступление работников правоохранительных и правозащитных органов: «60 секунд полезной информации», «час вопросов и ответов», пресс-конференции и др., проведение месячников правовых знаний, «организация праздников правовых знаний («Азбука правовых знаний», «путешествие в страну права», конкурс знатоков детективной литературы»), проведение информационных кампаний, интернет-конференций, подготовка и издание буклетов, стенгазет и журналов, видеоматериалов, социальной рекламы, информационных листков и другой печати продукции нравственно-правового содержания и др.

Игровая деятельность помогает в освоении учащимися социальных ролей, «проживании» правовых ситуаций и результатов их решения. Продуктивные формы и методы работы: организация и проведение театрализованных игр для младших школьников; разработка сценария и постановка спектаклей по проблемам морали и права, ситуационных игр для подростков по формированию навыков безопасного поведения; деловых игр для юношества («На приеме у юриста».«ОРВИ», «Приватное пространство») и др.

В процессе общественной деятельности создаются условия для формирования социальной позиции учащихся, определение своего места и роли в учебном коллективе. Формируются коммуникативные умения налаживать отношения с другими людьми, обществом, разрешать конфликтные ситуации. Продуктивные форм и методы работы: участие в работе детских и молодежных общественных объединений, органов самоуправления общеобразовательных учреждений, различных клубов («Подросток», «Альтернатива», «Примирение» и др.).

Смыслопоисковая деятельность способствует активизации становления самосознания личности в старшем подростковом и юношеском возрасте. Продуктивные формы и методы работы: проведение тренингов с учащимися: «Сумей сказать «нет», дискуссии по правовым проблемам; беседы: «Шалость, проступок, преступление: где граница?», «Откуда берет начало дорога к преступлению» и т.д.

Правоохранительная деятельность включает организацию и контроль за соблюдением правил поведения в учебном заведении и вне его, защита своих прав и прав других людей. Продуктивные формы и методы работы: юридическая помощь «Когда у нас не ладятся дела…», телефон доверия; открытая кафедра «Права учеников и обязанности учителя. Права учителя и обязанности ученика», создание и регулярное обновление уголков права и др.

Формирование навыков общения способствует развитию у детей с дивиантным поведением коммуникативных умений, регулируемых нравственно-правовыми нормами, умению позитивно разрешать конфликты без ущемления прав другого человека. Продуктивные формы и методы работы: клубы по интересам (защиты прав и интересов ребенка, правовые, природоохранительные, политические, дискуссионные и т.д.) диспуты, дискуссии.

Результативный компонент технологии профилактики отклоняющегося поведения учащихся включает анализ и оценку результатов успешности воспитательной работы по предупреждению правонарушений среди учащихся.

Управление воспитательно-коррекционной работой в школе могут осуществлять: Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС). Специалисты общеобразовательного учреждения, осуществляющие воспитательно-коррекционную работу: классный руководитель/куратор группы, педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по идеологической и воспитательной работе. Устанавливается обязательное взаимодействие школы, семьи с государственными и правоохранительными органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: