Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
рынок – это совокупность экономических связей между покупателями и продавцами по поводу обращения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов хозяйства.
Рынок - это: а) совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; б) один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; в) базовый элемент хозяйственного механизма; г) регулятор функционирования рыночной экономики.
Функции рынка:
1. Ценообразующие – связанная с образованием цен в зависимости от спроса и предложения.
2. Стимулирующая – побуждает производителя к созданию продукции с наименьшими затратами и получению максимальной прибыли.
3. Распределительная – обеспечивает пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, регионами, сферами и отраслями.
4. Регулирующая – предполагающая соответствие объемов производства и потребления, поддержание спроса и предложения.
5. Дифференцирующая – которая способствует разделению производителей, обогащению одних и обеднению других.
6. Сканирующая – возможность рынка самостоятельно восстанавливаться.
Рынок обладает положительными и отрицательными чертами.
Положительные:
· способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества;
· способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;
· способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства;
· координирует экономическую деятельность без административного принуждения;
· содействует свободному экономическому выбору.
Вместе с тем рынок - не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Рынок имеет следующие отрицательные стороны:
· рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию;
· рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе;
· рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде;
· рынок не способен быть эффективным в процессе производства "общественных товаров";
· рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных.