Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка.
Во-вторых, методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему внутренних стимулов - косвенное экономическое воздействие.
В-третьих, государственное вмешательство в экономику имеет целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при разработке и реализации правительственных программ.
В-четвертых, система целей и методов их достижения может быть представлена как модель регулирования. Основными для смешанной экономики являются кейнсианская модель и неоконсервативная, опирающиеся на соответствующие теоретические школы. Содержание каждой из моделей определяется конкретными условиями социально-экономического развития страны, требующими решения тех или иных приоритетных целей, прежде всего преодоления безработицы и экономического спада в кейнсианской модели и инфляции и проведения структурной перестройки экономики - в неоконсервативной. При этом первая модель строится на признании активной роли государства в стабилизации экономики, вторая предполагает преимущественно пассивную позицию государства и отдает предпочтение силам рыночной саморегуляции.
В-пятых, актуальной проблемой является теоретическая разработка и практическое освоение модели государственного регулирования в странах с переходной экономикой, так как традиционные рецепты государственного воздействия на экономику во многих случаях оказываются несостоятельными.
7 Влияние совокупного спроса и совокупного предложения на развитие национальной экономики.
Совокупный спрос (AD) — это реальный объем производимой в обществе конечной продукции, который все потребители готовы купить при определенном уровне цен в экономике. Иными словами, совокупный спрос представляет собой совокупные расходы всех экономических субъектов общества на приобретение конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике. С учетом известной и применяемой системы макроэкономических показателей, по сути совокупный спрос представляет собой валовый внутренний продукт, определяемый по расходам соответствующих групп потребителей, предъявляющих спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос в каждой стране. Если обозначить реальный ВВП по расходам символом Y, то рассчитать совокупный спрос можно следующим образом:
AD = Y = C + I + G + NX,
где C – потребительские расходы; I – валовые внутренние частные инвестиции; G – государственные закупки товаров и услуг; NX – чистый экспорт.
· Эффект процентной ставки в общем виде проявляется в следующем: рост цен в экономике при неизменной величине денежной массы в обращении приводит к увеличению спроса на деньги. Это означает, что цена денег – процентная ставка – увеличивается. В результате высокой процентной ставки уменьшаются инвестиционный и потребительский спрос, инвестиционная активность бизнеса падает.
· Эффект импортных закупок заключается в том, что повышение уровня цен в экономике страны уменьшает спрос на дорогостоящую отечественную продукцию и увеличивается спрос на относительно дешевые импортные товары. При этом происходит сокращение экспорта и увеличение импорта. В итоге показатель чистого экспорта будет сокращаться, уменьшится и совокупный спрос.
· Эффект богатства означает, что при повышении цен реальная стоимость накопленных финансовых активов падает, и население, владеющее ими, беднеет. В результате совокупный спрос сокращается.
Совокупное предложение (AS) – это реальный объем общественного производства конечной продукции, который производители готовы и способны предложить на рынке при определенном уровне цен в экономике.
Главным фактором, влияющим на совокупное предложение, являются цены на товары и услуги. Зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения можно отразить графически, построив кривую совокупного предложения AS. При этом на графике выделяются три отрезка: кейнсианский (SR-краткосрочный период), классический (LR-долгосрочный период) и промежуточный. Данные участки кривой AS отражают возможные в обществе разные воспроизводственные ситуации.
1. Для кейнсианского отрезка характерна ситуация, когда максимально возможный объем национального производства не достигнут. В этом случае в экономике существует и недогрузка производственных мощностей, и значительная безработица, то есть национальное хозяйство функционирует в условиях неполной занятости. В этом состоянии экономика может наращивать объемы производства без заметного увеличения цен на производимую продукцию. При этом уровень издержек в расчете на единицу продукции фактически не изменится, поэтому цены на создаваемые товары будут постоянны.
2. Классический участок графика AS предполагает, что экономическая система функционирует в условиях полного использования всех экономических ресурсов, следовательно — достигнут максимально возможный для данной экономики объем национального производства.
3. Промежуточный отрезок графика совокупного предложения предполагает, что увеличение в стране объема производства и издержек одновременно приводит к увеличению уровня цен в экономике.
Модель взаимодействия AD и AS (схема 49) показывает, что на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке предполагается, что реальный объем национального производства и уровень цен уменьшатся
Рис. 27.1. Кривая совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS)
Таким образом, определение совокупного спроса и совокупного предложения, анализ их кривых является главным методологическим подходом для исследования макроэкономического равновесия национальной экономики.
8 Корпоративные (ассоциативные) формы предпринимательства
Различают следующие ассоциативные (корпоративные) формы предпринимательства;
Холдинговая компания — это компания или организация (корпорация), владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний (предприятий).
Контрольный пакет акций— основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании акционеров, пайщиков и органов управления.
Таким образом, холдинговая компания — вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав активов холдинговой компании). В РФ холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются только в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговые компании, как правило, создаются в следующих случаях: при образовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий, при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий, при учреждении новых акционерных обществ.
Под финансово-промышленной группой (ФПГ) понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Участниками ФПГ являются юридические лица, подписавшие договор об их создании, и утвержденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ. Обязательным условием создания должно быть наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций, В их состав могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
Консорциум — временное объединение предприятий, банков, фирм, научных и проектно-конструкторских организаций, государственных органов для совместного проведения крупных мероприятий в сфере производства, финансов, капитального строительства, экологии, науки для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Они объединяют предприятия любой формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование.
Одной из ассоциативных форм коллективного предпринимательства является синдикат. Данная форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции и распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве. Как правило, синдикат организует единую службу (контору) по сбыту, которой члены синдиката должны сдавать по заранее оговоренной цене и квоте продукцию, предназначенную для совместной продажи.
Промышленные узлы — это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и местного территориального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность.
Некоммерческие организации создаются в форме: • потребительского кооператива; • общественных и религиозных организаций (объединений); • фондов; • учреждений; • объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников и внесения имущественных паевых взносов.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также предоставления и защиты общих интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом, либо она может создать для ведения предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
9 Способы минимизации риска на предприятии
Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском. Задачей руководства предприятия является снижение степени риска. Для этого используются различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах. Диверсификация – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.
Страхование – это передача определенных рисков страховой компании- Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.
По целям и технике проведения операции хеджирование делятся на хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, непредусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью
страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.
Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.
Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном по лучении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший такие претензии у поставщика, в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа.
Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:
• не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
• не забывать о последствиях риска;
• не рисковать многим ради малого.
10 Сущность экономического роста, его основные факторы и типы роста.
Увеличение ВВП происходит в результате экономического роста.
Экономический рост – это способность национального хозяйства производить ВВП для удовлетворения потребностей людей в возрастающем масштабе.
Экономический рост является целью общественного развития и зависит от ряда факторов, основными среди которых являются: наличие природных и трудовых ресурсов;
развитый основной капитал; НТП; структура экономики; совокупный спрос; тип экономической системы; социально-политические факторы.
Влияние всех перечисленных факторов учитывается производственной функцией, которая позволяет рассчитать темпы прироста объемов производства (ВВП) и имеет вид (ф. 45):
где Y (t) – темпы прироста ВВП;
A (t) – темпы НТП;
L (t), K (t), N (t) – темпы прироста затрат на труд, капитал и природные ресурсы.
Производственная функция (ф. 45) используется для расчетов и анализа экономического роста как на уровне народного хозяйства, так и отдельного предприятия. Она показывает, за счет какого фактора развивается производство и достигается экономический рост. Факторы экономического роста представлены на рис. 47.
Рис. 47. Основные факторы экономического роста
В зависимости от преобладания тех или иных факторов различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.
Экстенсивный тип экономического роста – предполагает расширение масштабов производства ВВП за счет дополнительного вовлечения в производство трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Интенсивный тип экономического роста предполагает увеличение объемов производства за счет использования преимуществ НТП, что достигается благодаря эффективному использованию факторов производства. Интенсивный тип экономического роста отражает качественную сторону увеличения объемов производства ВВП за счет повышения квалификации работников, совершенствования технологии и организации труда, повышения его производительности.
В реальной действительности экстенсивный и интенсивный типы экономического роста не существуют в чистом виде, поэтому имеет место преимущественное положение того или иного типа экономического роста. При этом экономический рост не может быть беспредельным.
11 Показатели экономической эффективности инвестиций
Эффективность инвестиций определяется отношением результата от реализации инвестиционного проекта к затратам на его получение
В настоящее время приняты методические рекомендации по оценке эффективности инвестиций и их отбору для финансирования. Согласно этим рекомендациям необходимо определить:
s показатели коммерческой эффективности, которые учитывают финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
s показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для бюджетов различных уровней;
s показатели экономической эффективности, учитывающие результаты и затраты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, выходящие за пределы интересов участников проекта и допускающие стоимостное измерение.
Для оценки эффективности инвестиций в зависимости от целей инвестирования используются показатели экономической (общественной), коммерческой и бюджетной эффективности.
Показатели экономической (общественной) эффективности учитывают затраты и результаты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта. Показатели экономической эффективности рекомендуется рассчитывать для крупномасштабных проектов, затрагивающих интересы города, района или всей России. Экономическая (общественная) эффективность может определяться на народно-хозяйственном, региональном или отраслевом уровне.
При расчете экономической эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте необходимо учитывать внетранспортный эффект, связанный с получением эффекта в смежных отраслях экономики, в том числе эффект от ускорения доставки грузов.
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование проекта) определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности (рентабельности).
Коммерческая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте рассчитывается на отраслевом, дорожном и объектном уровне. Так, например, если инвестором выступает ОАО «РЖД», то коммерческая эффективность рассчитывается в целом для акционерного общества. При инвестировании проектов предприятиями эффективность вложений определяется для этих предприятий.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления инвестиционного проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального или местного) бюджета.
Показатели, выступающие в качестве критерия эффективности, делятся на абсолютные, относительные и временные.
Абсолютные показатели эффективности (величина эффекта) определяются как разность между стоимостными оценками результата и затрат, связанных с реализацией проекта.
Относительные показатели эффективности определяются отношением стоимостных оценок результатов к совокупным затратам на их получение.
Временные показатели эффективности позволяют оценивать период окупаемости инвестиций.
По методу сопоставления денежных затрат, вкладываемых в проект в различные периоды времени и результатов, показатели эффективности делятся на динамические и статические.
Динамические показатели (учитывающие фактор времени) представляют собой все денежные поступления и затраты, приведенные к моменту времени принятия решения об инвестировании средств путем дисконтирования. Сущность дисконтирования заключается в приведении будущих результатов и затрат к начальному периоду инвестирования. В основу дисконтирования положен принцип неравноценности текущих и будущих затрат и результатов.
Статические показатели используются при условии постоянства денежных потоков во времени.
По полноте учета результатов и затрат различают показатели общей и сравнительной экономической эффективности.
Показатели общей абсолютной (эффективности) используются для обоснования экономической целесообразности инвестиций. Они характеризуют меру рациональности использования общей суммы затраченных средств. При оценке общей эффективности учитываются все затраты, связанные с осуществлением инвестиционного проекта.
Показатели сравнительной эффективности рассчитываются для выбора наиболее эффективного варианта инвестиций. Они характеризуют меру рациональности затрат по одному из сравниваемых вариантов. При оценке сравнительной эффективности учитываются только результаты и затраты, изменяющиеся по сравниваемым вариантам.
Показатели общей и сравнительной эффективности дополняют друг друга. Эффективный вариант, установленный по показателям сравнительной эффективности, должен обеспечивать приемлемый уровень общей эффективности, поэтому по выбранному варианту необходимо рассчитать показатель общей эффективности потребных для его реализации инвестиций.
Выбор эффективного варианта инвестиций может осуществляться по показателям общей эффективности.
По показателям общей и сравнительной эффективности может осуществляться оценка экономической и коммерческой эффективности.
Основными показателями оценки эффективности инвестиционного проекта являются:
– чистый дисконтированный доход (NPV); Метод чистой дисконтированной доходности основан на сопоставлении дисконтированной стоимости денежных поступлений (инвестиций), генерируемых предприятием в течение прогнозируемого периода. Целью данного метода является выявление реального размера прибыли, который может быть получен организацией вследствие реализации данного инвестиционного проекта.
– индекс доходности (PI); Индекс доходности инвестиций — это доход на единицу вложенных средств. Он определяется как отношение текущей стоимости денежного потока доходов к текущей стоимости инвестиционных затрат В отличие от чистой дисконтированной стоимости индекс рентабельности представляет собой относительный показатель: он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т. е. эффективность вложений — чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированной в данный проект.
– внутренняя норма доходности (IRR, %); Внутренняя норма доходности инвестиций — это дисконтная ставка, при которой текущая стоимость чистых денежных потоков равна текущей стоимости инвестиций по проекту.
– модифицированная внутренняя ставка доходности (MIRR, %);. Модифицированная внутренняя норма прибыли — это ставка дисконтирования, которая приравнивает будущую стоимость чистых денежных потоков за период проекта, рассчитанную по ставке финансирования (цене капитала), к текущей стоимости инвестиций по проекту, рассчитанной по ставке финансирования (цене капитала)
– период окупаемости первоначальных затрат (РР); Период окупаемости первоначальных инвестиций (затрат) - это период времени, необходимый для поступления денежных средств от вложенного капитала в размере, позволяющем возместить первоначальные денежные расходы. Показатель текущей окупаемости определяет минимально необходимый период для инвестиции, чтобы была обеспечена ставка доходности, измеряемый в месяцах, кварталах и годах. Моментом окупаемости называется тот момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход становится положительным.
– период окупаемости первоначальных затрат, рассчитанный с учетом дисконтирования денежных потоков (DPP); Дисконтированный период окупаемости (Discounted Payback Period, DPB) — это период времени, необходимый для возмещения дисконтированной стоимости инвестиций за счет настоящей стоимости будущих денежных поступлений. Данный показатель определяется путем деления величины инвестиций на дисконтированный чистый поток денежных средств.
– средневзвешенная (бухгалтерская) ставка рентабельности (ARR).
Модифицированный индекс рентабельности отражает увеличение богатства инвесторов на единицу стартовых обязательств
- Коэффициент эффективности инвестиций — Accounting Rate of Return, ARR)
Метод расчета средневзвешенной ставки рентабельности (или учетная доходность, коэффициент эффективности инвестиций — Accounting Rate of Return, ARR) — не предполагает дисконтирования денежных потоков и равен отношению среднегодовой ожидаемой чистой прибыли к среднегодовому объему инвестиций. Годовая чистая прибыль определяется как разность между денежным потоком этого года и суммой годовых амортизационных отчислений, ассоциируемыми с данным проектом.
12 Основные производственные фонды предприятия: понятие, классификация и оценка. Показатели фондоотдачи и фондоемкасти.
Основные фонды — это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на продукцию постепенно, по частям, по мере использования.