Эластичность спроса по доходу. Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные

Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относится вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.).

Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, для товаров низшей категории – отрицателен

Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

D = f (p); f (p) < 0.

Зависимость между ценой (р) и количеством товара, на который будет предъявляться спрос при каждом уровне цен (Q), может быть представлена в виде таблицы или графика (табл. 4.4 и рис. 4.5).

Таблица 4.4

Цена, руб. (р)          
Объем спроса, ед. (Q)          

Количество товара, ед.

Рис. 4.5. Кривая спроса

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:

• эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

5 Сущность категории «конкуренция», формы конкуренции и их характерные признаки.

Реальный механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией (от лат. сопсштеге - сталкиваться). Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.

Формы конкуренции в рыночных структурах

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля
     
Совершенная Множество фирм, производящих данный продукт Полная однородность производимой продукции Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала Полная информация, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями. Отсутствие контроля над ценами
Несовершенная    
1. Монополия (чистая) Данный продукт производится толь ко одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) Очень высокая степень контроля над ценами
2. Дуополия Производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах. Производится однородная продукция Частичный контроль над ценами
3.Олигополия Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции) Частичный конт- роль над ценами
4.Монополистическая конкуренция с диффференциацией качества продукта Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в качестве продукции Очень слабый контроль над ценами

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: