Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).
Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относится вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.).
Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода
Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, для товаров низшей категории – отрицателен
|
|
Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.
D = f (p); f (p) < 0.
Зависимость между ценой (р) и количеством товара, на который будет предъявляться спрос при каждом уровне цен (Q), может быть представлена в виде таблицы или графика (табл. 4.4 и рис. 4.5).
Таблица 4.4
Цена, руб. (р) | |||||
Объем спроса, ед. (Q) |
Количество товара, ед.
Рис. 4.5. Кривая спроса
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:
• эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;
5 Сущность категории «конкуренция», формы конкуренции и их характерные признаки.
Реальный механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией (от лат. сопсштеге - сталкиваться). Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.
|
|
Формы конкуренции в рыночных структурах
Формы конкуренции | Признаки, определяющие форму конкуренции | Степень контроля |
Совершенная | Множество фирм, производящих данный продукт Полная однородность производимой продукции Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала Полная информация, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями. | Отсутствие контроля над ценами |
Несовершенная | ||
1. Монополия (чистая) | Данный продукт производится толь ко одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) | Очень высокая степень контроля над ценами |
2. Дуополия | Производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах. Производится однородная продукция | Частичный контроль над ценами |
3.Олигополия | Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции) | Частичный конт- роль над ценами |
4.Монополистическая конкуренция с диффференциацией качества продукта | Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в качестве продукции | Очень слабый контроль над ценами |